Язык диал
Язык Диал не похож на другие языки с неизменным словарным, интонационным и фонемным запасом: слова, предложения, интонации речи и даже фонемы в диале образуются говорящим согласно правилам грамматики диала. Неким постоянством отличается лишь так называемый базисный (опорный) словарь диала, состоящий ныне из около 8000 слов и служащий средством установления общего контекста разговора.
Из математики в диал пришло правило произвольности обозначений: если необходимо, любое слово, фонема и пр. могут обозначать что угодно. Однако, так же, как и в математике, если первое обозначение сделано, все его производные, полученные по правилам грамматики приобретают смысл (интерпретируются) согласно правилам смыслообразования, являющимся частью грамматики языка (так в математике, скажем, если переменная Х – любое число, то Х*Х это именно квадрат этого числа, а не что-то иное).
Основной и единственный принцип грамматики диала это принцип симметрии: переходы (трансформации) симметрии реального мира отображаются в этом языке соответствующими переходами (трансформациями) интонаций, фонем, слогов, слов, словосочетаний, предложений и их групп (стихов). Обобщенно, симметрией называется наличие любой связи, трансформации, соотношения между объектами, процессами, отношениями.
Наличие такой связи, перехода или трансформации всегда означает некое сходство объектов (сохранение чего-то общего между ними): например, известный всем со школы закон сохранения энергии есть классический вид симметрии в физике, так как именно превращения форм энергии (кинетической в потенциальную и т.п.) подчеркивают наличие чего-то общего, сохраняющегося. А вот пример симметрии совсем из другой оперы: лица людей сильно отличаются друг от друга, однако есть в них и нечто постоянное, сохраняющееся при переходе от одного лица к другому – то, что все это лица человека, а не, скажем, рыбьи морды.
При отображении таких переходов симметрии в диале, например, если нечто, обозначаемое через Я возникло из своего небытия я, то такую симметрию в диале проще всего отобразить как яЯ, хотя, вообще говоря, способов отображения того же самого в диале бесконечно много.
Тем, кто дал себе труд вникнуть хотя бы в первые лекции курса Теории Универсалий, должно быть уже почти очевидно, что такие симметрии, во-первых, универсальны, а во-вторых, образуют вполне определенную иерархию сочетаний звуков (интонации, фонемы, слоги, слова и пр.) - иерархию, которая, в силу своей универсальности как раз и является идеальным средством отображения реальной иерархии симметрий (универсалий) природы - объектов описываемых языком. Иерархия грамматических форм языка отображает, таким образом, иерархию смыслов, иерархию значений, вплоть до смысла целых предложений и текстов (стихов).
Поскольку такая иерархия, по сути, является математической теорией описываемого, диал всегда представляет собой вполне конкретную теорию предмета описания, которая, как и любая другая теория, может быть верной или лишь приближенной, в зависимости от уровня понимания нами описываемого и аккуратности применения аппарата нашего языка. В силу универсальности подхода, однако, сама структура описания предмета на диале с самого начала указывает на принципиально важные, фундаментальные закономерности и парадоксы, лежащие в основе предмета описания, открывает пути к неожиданным связям и аналогиям.
В применении к самому себе, диал, таким образом, есть теория звукового языка, иерархия структур, где фонемы естественным образом возникают (строятся по законам музыкальной гармонии-симметрии) из интонаций (и самих по себе также образующих иерархию), слога, предлоги и местоимения из фонем, а слова и предложения уже строятся на этой базе.
Диал несет в себе не только идею быть языком общения или культурного творчества. Диал - это язык для упрощенного понимания логических схем, физических явлений, и это его главное отличие от обычных языков.