Выставка британских художников Чепменов о терроре открылась в Эрмитаже
19 октября 2012 года

Эрмитаж показал ад, бедствия войны и террора в представлении британских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов, их выставка "Конец веселья" открылась 19 октября в Эрмитаже - в Восточном крыле здания Главного Штаба.

Как сообщили в пресс-службе музея, дополняет проект английских художников графика Франсиско Гойи из собрания Эрмитажа.

"Это замечательная выставка - и страшная, и смешная одновременно. Это настоящий выставочный проект XXI века", - заявил на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Конец веселья", центральный проект "эрмитажной" выставки братьев Чепменов, представляет собой девять витрин-аквариумов, в которых в бесчисленном количестве находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика. Большинство из них одеты в нацистскую форму и вовлечены в фантасмагорическое насилие: они повально уничтожают друг друга.

"Известно, что современное искусство - это всегда провокация, но иногда это бывает провокация высокохудожественная, а иногда - выходящая за рамки художества. Мы имеем дело с первым случаем, причем с его блестящим образцом. Мы показываем, как художественным языком можно говорить о терроре", - подчеркнул Пиотровский.

Сами витрины также расставлены так, чтобы сверху они представляли собой свастику, однако для художников интересна отнюдь не историческая критика фашизма.

"Единственный "народ", подвергающийся в "Конце веселья" геноциду в промышленном масштабе, - это фашисты. Это с точностью до наоборот соответствует тому, что в действительности произошло во время Холокоста. Таким образом, следует утверждать, что "Конец веселья" совсем не о Холокосте, что нет ничего более далекого от Холокоста. "Конец веселья" - о временных аномалиях, где фашисты будущего встречаются с фашистами прошлого, а Стивен Хокинг болтает с Адамом и Евой", - считают британские художники.

Помимо собственно фигурок нацистов в работе Чепменов присутствуют также христианские символы, распятый Рональд Макдональд, "босховские" уродцы и свиньи. Если присмотреться, то в одной из витрин можно увидеть несколько фигурок и самого Гитлера, рисующего обнаженную женскую натуру на фоне целого моря мертвых тел.

Одновременно с выставкой Чепменов Эрмитаж открывает созвучную творчеству английских художников выставку "Им никто не поможет", состоящую из 40 графических листов, созданных Гойей.

"Показывая современное искусство, мы всегда стараемся поместить его в контекст того, что уже есть у нас в Эрмитаже. В данном случае контекст был задан самими братьями Чепмен. Помимо основной инсталляции, посвященной Аду, мы показываем добавления британских художников к гравюрам Гойи и сами гравюры испанского классика из Эрмитажной коллекции", - пояснил Пиотровский.

На выставке Гойи представлены офорты и рисунки из четырех знаменитых циклов - "Капричос", "Бедствия войны", "Причуды" и "Тавромахия". Центральной темой всех работ является насилие, будь то аллегорические иллюстрации к пословицам, или зарисовки, сделанные художником во время корриды.

Одновременно в зале находятся витрины с позаимствованными из Артиллерийского музея орудиями пыток, кандалами, позорными масками и "мечами правосудия".

"Все вместе это показывает, что смешной, но леденящий ужас, который мы видим в работе Чепменов, всегда существовал в мировом искусстве и мировой истории", - отметил Пиотровский

С творчеством Гойи братьев Чепменов связывает проект "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", также представленный в Эрмитаже. Взяв классические образы Гойи из серии "Бедствия войны", посвященной борьбе испанцев с вторгшимися французами, английские художники пририсовали героям офортов гротескные фантастические рожи полурыб-полулюдей. Также и для серии "Бедствия войны III", по словам Чепменов, вдохновением послужили работы Гойи.

Название выставки "Конец Веселья" было предложено британскими художниками именно для экспонирования в Эрмитаже.

"На самом деле, это то жестокое веселье, которое никогда не заканчивается, но с этим ничего нельзя поделать", - сказал Пиотровский.