Жестовый язык: самый простой способ понимать собеседника без слов
30 сентября 2012 года

Мир не слышащих людей - это особенное пространство, в котором не запрещается показывать пальцем, гримасничать и размахивать руками, и даже, наоборот, такая экспрессия поощряется. О том, как общаться с людьми, которые все понимают без слов, корреспондентам рассказали преподаватели и ученики Центра и образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой.

На диване в одном из классов центра сидят пять студенток. Они согласились прийти еще до начала учебного года, который на курсах начинается в октябре, чтобы объяснить, зачем слышащим людям понимать не слышащих. Они практически окончили три обучающих уровня и теперь ждут, когда их объединят в одну группу для продолжения занятий. "Нас было намного больше, и мы занимались в разных группах, но очень много человек ушли сами, а кого-то отсеяли. На третий уровень еще нужно попасть. После первого уровня оставляли всех, а после второго уже нет", - рассказывают девушки.

Директор центра Анна Комарова согласно кивает и добавляет, что посторонние люди здесь долго не задерживаются. "Кто-то приходит из любопытства, у кого-то глухие родственники, кому-то жестовый язык нужен для работы, но для его изучения тоже нужно прилагать усилия, как и для других языков. Многие уходят", - сказала она.

По ее словам, нехватка людей, которые хотят изучать жестовый язык, просто катастрофическая. "Благодаря интернету год от года к нам приходит гораздо больше учеников, на десятки больше. Но, к примеру, за три месяца самым азам первого уровня мы можем обучить 30 человек - это очень мало", - резюмировала она.

По ее мнению, недостаточный интерес к языку жестов обусловлен тремя причинами: нехваткой школ, преподавателей и отсутствием официального статуса, который, как надеются глухие, Госдума в скором времени изменит.

"Проблема в том, что не хватает квалифицированных глухих преподавателей. Основной принцип преподавания жестового языка - это погружение в его атмосферу, которую лучше всего могут передать носители. В этом случае человек уже не откликается на звук, он только смотрит на человека. Очень важно развить такое внимание к жесту, к тому, как его передать правильно, улавливать все нюансы. Это прямой беспереводной метод обучения, который используется в Европе и во всем мире", - пояснила директор.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Курс обучения в центре состоит из трех уровней, каждый из которых длится три месяца.

"Чтобы научиться хорошо общаться на жестовом языке, потребуется столько же времени, сколько и для другого языка. За один или два месяца овладеть сложно. Но многое зависит от человека. Если он занимается только на уроке и у него нет практики, то результата не будет. Но если человек много общается с глухими, то, возможно, за месяц он научится большему, чем некоторые учатся три года", - рассказала заместитель директора центра Татьяна Давиденко.

"Первый уровень обучения - это бытовое общение, для которого изучаются темы "семья", "одежда", "продукты", "город", - пояснила преподаватель. На втором курсе упор делается на грамматику. "В общем, такой же метод изучения, как в любом другом языке", - добавила она.

После трех уровней у студентов есть возможность пройти аттестацию и получить право работать сурдопереводчиком. "Собирается целая комиссия из Всероссийского общества глухих, и нужно им доказать, что ты готов. Но это еще нужно сделать! Диплом ты не сдашь до тех пор, пока ты не отточишь быстрый перевод с телевизора", - рассказали студентки.

По их словам, жестовый язык, как любой другой, нужно постоянно практиковать, иначе он быстро забывается. "Ты сидишь на уроке и вроде все понимаешь, а уйдешь домой - и уже все забыл. А после лета так вообще. И нужно постоянно держать в голове различные нюансы. Например, они используют совершенно особый, необычный порядок слов, и нам постоянно нужно перестраиваться", - пояснили они.

По их мнению, понять глухих, как и иностранцев, намного сложнее, чем сказать что-то самому. К тому же в жестовом языке много выражений и жаргона, которые не имеют перевода на русский язык. "У меня сын не слышащий. У него свои заморочки в школе, и мы с ним иногда друг друга не понимаем. Они когда с мальчишками разговаривают, то постоянно придумывают свои выражения, а потом он хихикает надо мной", - рассказала Юля, одна из студенток центра.

БЕЗЗВУЧНЫЕ БАРЬЕРЫ

"Цель наших курсов - не просто обучить общению, что, конечно, тоже очень важно. Но самое главное - стереть барьер. Когда люди приходят и видят, что у них глухие преподаватели, что они точно такие же люди, не с рогами и не с копытами, а во многом они даже более одаренные, отношение сразу меняется. Есть мир глухих и мир слышащих, и между ними нужно строить мост, притом одновременно с обеих сторон - это принципиально важно", - рассказала руководитель центра.

По словам Татьяны Давиденко, лично у нее никаких проблем в общении со слышащими людьми не возникает. "У некоторых глухих бывают проблемы с общением, но я всегда могу найти подход. Никаких барьеров нет. Я могу заставить людей пользоваться жестовым языком. Мне кажется, что им овладеть проще, чем, например, английским. Очень важно выражение лица - оно несет большую смысловую нагрузку", - пояснила она.

По ее мнению, основная проблема глухих заключается в недостатке визуальной информации. "Если дать нам доступ к ней, то проблем уже не будет. А так, в принципе, если у глухих хорошо развит русский язык, то у них не должно возникать проблем - они могут переписываться", - сказала она.

В этом с ней не согласилась девушка Юля, которая в этот день пришла записываться на курсы. "Я работаю кассиром, и у меня есть коллеги, которые разговаривают только на жестовом языке. Я решила его изучить, чтобы полноценно с ними общаться. Они очень общительные и эмоциональные люди, просто написав что-то на бумаге, нельзя передать все эти эмоции", - пояснила она.

Девушки посоветовали ей первым делом запомнить четыре самых необходимых жеста: "не понимаю", "не знаю", "забыл" и "медленнее". Помимо этого, нужно быть готовым к появлению жестового имени.

"Если человек живет в мире глухих, то рано или поздно у него появляется жестовое имя - это не ник и не кличка. Оно может быть связано с фамилией, с особенностями внешности или поведения, с привычкой. Например, когда я говорю, то поправляю челку - это мое жестовое имя. А кому-то имя переходит по наследству. Бывает так, что юной красивой девушке достается жестовое имя "усы". Она возмущена, но ей оно досталось от папы", - пояснила Комарова.