"Учиться" или "учится": школьники России запутались в глагольных окончаниях
8 сентября 2012 года
Неправильное употребление глагольных окончаний "тся" или "ться" - одна из самых распространенных ошибок современных школьников, считают опрошенные накануне Международного дня грамотности эксперты.
День грамотности отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. По определению ЮНЕСКО, "грамотным считается тот, кто может написать и прочитать короткий, простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное". По данным организации, около 775 миллионов человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей по-прежнему живут вне системы школьного образования. В России не имеют начального общего образования 37 тысяч детей, более 22,5 тысячи детей неграмотные, такую статистику ранее озвучил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
ФОРМАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Доцент филфака Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Константин Поливанов считает, что в последние три-четыре года наблюдается рост "формальной" грамотности - выполнения норм орфографии и пунктуации. По его мнению, свою роль здесь сыграло введение обязательного ЕГЭ по русскому языку. Абитуриенты, зная, что из этого будет складываться их вступительный балл, серьезнее стали относиться к орфографии, считает он.
"Разумеется, ошибки все равно бывают. Причем самые нелепые: чаще других - не различают написание инфинитива и третьего лица множественного числа перед "ся", пишут слово "вообщем" и прочие", - отметил Поливанов.
Мнение о том, что у школьников проблемы с глагольными окончаниями, разделяет и преподаватель Высшей школы журналистики Оксана Силантьева. "Вроде бы есть простое школьное правило, как проверить написание этих глаголов, но с обидной регулярностью встречаю "книги издаються" и "Анна Каренина решила бросится под поезд", - отмечает преподаватель.
Второе место занимают ошибки из разряда "как слышу, так и пишу": "учавствовать", "здраствуй", "августовский пуч".
"В последние два года особенно настораживают "неодыкватно", "эпостась" и "наобороть". Ошибки, которым я не могу найти логичного объяснения", - сетует Силантьева.
СМЫСЛОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Также у школьников часто страдает смысловая грамотность. Причина, по ее мнению, в том, что в школе мало возможностей практиковать связную самостоятельную речь.
"Много слушаем, много записываем, пытаемся много читать. Но для взрослой жизни нужно умение найти информацию, понять ее, пропустить через себя, задать конкретные вопросы, сформулировать аргументы за и против, изложить свою точку зрения устно и письменно. Таких интеграционных занятий нашим школьникам не хватает", - считает преподаватель.
Она добавила, что грамотность - это не прерогатива уроков русского языка и литературы. Каждый предмет, каждый учитель вносит свою лепту в перлы типа "Каждый пользователь может связаться с человеком на другой полуплоскости Земли" или "Я 11 школьных лет вела себя хорошо, а запить гранит науки, что застрял в зубах, нечем".
КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
По мнению заместителя декана по научной работе факультета филологии ВШЭ Андрея Немзера, у современных школьников одинаково плохо, что с "жи-ши", что с построением фразы, что с выражением мысли. Уровень грамотности у современных школьников чрезвычайно низкий и главная причина кроется в том, что дети не читают классическую литературу, считает он.
"Люди, которые не умеют читать, никогда не будут уметь писать. Тот, кто помнит наизусть Грибоедова и Лермонтова, тот будет писать гораздо грамотнее, чем тот, для кого цитаты из "Горя от ума", басен Крылова и стихов Тютчева - пустой звук", - полагает замдекана.
"Чрезвычайно редкий случай, когда человек хорошо думает, обладает некоторым стилем и при этом делает много ошибок. Так бывает, но это крайне индивидуальные сюжеты", - считает он.