"К восхищению" Малика рассказывает о могуществе любви и судьбы, убеждена Ольга Куриленко
2 сентября 2012 года

Фильм прошлогоднего каннского победителя Терренса Малика (Terrence Malick) "К восхищению" (To the Wonder), показанный в воскресенье в венецианском конкурсе, доказывает, что любовь может быть вечной, несмотря на развод, заявила журналистам сыгравшая главную роль Ольга Куриленко.

"Иногда любовь бывает вечной. Моя героиня - именно такой случай. Порой люди, любящие друг друга, не в состоянии друг с другом сосуществовать, вести повседневную жизнь, но моя героиня честно признается, что ее любовь - навсегда. Другое дело, что в конце концов возникает вопрос, все ли определяется нашей свободной волей или на самом деле нашими действиями руководит сила, которая сильнее нас, - наша судьба", - сказала Куриленко.

Картина начинается с нескольких романтических сцен, снятых в Париже и Мон-Сен-Мишеле: американец Нил (Бен Аффлек) влюбляется в девушку из Парижа (Ольга Куриленко) и предлагает ей переехать в Америку вместе с десятилетней дочкой Татьяной. Втроем они селятся в захолустном оклахомском городке, где проповедует печальный, теряющий веру священник, отец Квинтана (Хавьер Бардем). Но сделать предложение герой Аффлека не решается, и когда Марина уезжает домой из-за просроченной визы (по ходу действия она оказывается не француженкой, а украинкой и даже поет дочери "Придет серенький волчок"), Нил начинает встречаться с подругой детства, владелицей ранчо (Рейчел МакАдамс), но и на ней не способен окончательно остановить выбор. В итоге Нил и Марина женятся, но отношения между ними от этого не становятся яснее. Конфликт, как обычно у Малика, разыгрывается почти бессловесно: в картине звучит несколько языков (французский, английский, русский, итальянский), но диалоги крайне лаконичны и фактически ничего не добавляют к происходящему на экране. Режиссерские пояснения к сюжету вообще сведены к минимуму: так, название картины впервые появляется на экране лишь в финальных титрах.

"Терри - выдающийся режиссер именно потому, что он способен передать эмоции языком тела, глаз, лиц, молчания. Слова становятся попросту не нужны, ты понимаешь, что он хотел сказать, но не мозгом, а нутром или сердцем", - утверждает Куриленко.

"Он говорил актерам, что слова надо просто выбросить. Их не следует произносить, достаточно о них думать, и станет ясно, что молчание - сильнее слов", - добавила она.

Такой методике следует не только персонажи, но и сам режиссер: по словам актрисы, "на площадке мы почти не разговаривали, но каким-то магическим образом я все равно знала, чего Терри от меня хочет, между нами существовала какая-то таинственная связь. Причем с каждым актером он общался по-своему, и каждого видел насквозь. Это его свойство немного пугает, но иначе он не добивался бы столь поразительных результатов".

Куриленко рассказала, что для подготовки Малик велел ей перечитать три книги: "Братьев Карамазовых" и "Идиота" Достоевского, а также "Анну Каренину" Толстого.

"Замечательно было вернуться к романам, которые я читала в детстве, ничего в них толком не понимая", - призналась она.

Такое же задание получил и Бен Аффлек, отсутствовавший на пресс-конференции из-за съемок в другом проекте. Не было ни Бардема, ни МакАдамс, а Рейчел Вайс, изначально заявлявшаяся как одна из главных героинь, в итоге была вовсе вырезана из окончательной версии картины.

Малик не впервые прибегает к такому ходу: из "Тонкой красной линии" (1998) он выкинул персонажей Гэри Олдмана, Виго Монтенсена, Билли Боба Торнтона и Майкла Шина.

Зато на экране появляются настоящие обитатели городка Бартелсвилль (Bartelsville), где проходили съемки. Как рассказал один из продюсеров, Николас Гонда (Nicholas Gonda), "съемочная группа приехала в Бартельсвилль за несколько месяцев до начала съемок, мы много общались с местными жителями, и они оказались невероятно открытыми людьми, готовыми делиться собственными историями и идти нам навстречу во всем: Терри получил возможность снимать и в суде, и в тюрьме, и в домах - где угодно".

В настоящий момент, по словам другого продюсера, Сары Грин (Sarah Green), Малик, ранее снимавший свои картины по многу лет, а теперь внезапно сменивший темп, работает сразу над двумя проектами.

"Один фильм он только что закончил, другой только начинает. Он не читает прессу и вообще не отвлекается - он полностью погружен в работу и целиком отдается творчеству", - заключила она.

Сам режиссер уже несколько десятков лет не общается с журналистами и не появляется на публике.