Фестиваль "Текстура" в Перми подводит первые итоги
29 сентября 2012 года
Анна Банасюкевич. Третьему фестивалю "Текстура", завершившемуся сегодня в Перми, удалось сохранить динамику и напряжение, считает худрук фестиваля Эдуард Бояков.
Фестиваль кино и театра о современности "Текстура" стартовал в прошлую субботу и завершился сегодня торжественной церемонией закрытия, на которой Эдуард Бояков и председатель Совета "Текстуры" Ингеборга Дапкунайте назвали победителей.
Всего за неделю зрители фестиваля смогли увидеть шесть спектаклей из Москвы, Питера, Абакана, Прокопьевска, поставленных молодыми режиссерами, все они - по современным, в основном, документальным текстам. В кинопрограмме "Текстуры" показали десять фильмов российских и европейских режиссеров. Открыл показы последний фильм Бернардо Бертоллуччи о трудном подростке "Ты и я". Среди других участников кинопрограммы "Текстуры" - Лео Каракс, Кен Лоуч, российские документалисты Александр Расторгуев и Павел Костомаров, драматург и режиссер Василий Сигарев.
Помимо этого, "Текстура" - это еще и читки пьес и сценариев, спецпрограммы, посвященные важным темам в современном искусстве, музыкальные концерты молодых экспериментаторов.
"Текстура" - это икебана. Хороший фестиваль должен быть сложной многосоставной композицией, где пересекаются темы, языки, имена, культуры, страны. Я не люблю тематических фестивалей, когда программа посвящена какой-то конкретной социальной проблеме, правам секс-меньшинств, например. В этом, наверное, есть смысл, но для меня это ущербная история. Мы стараемся искать наиболее важные высказывания о современности, не обязательно острые, провокационные, политизированные", - рассказал худрук фестиваля Эдуард Бояков.
В кинопрограмме фестиваля есть фильмы, снятые с непрофессиональными актерами, есть фильм, в главной роли в котором - человек, осужденный за убийство. Есть несколько документальных лент, посвященных острым социальным явлениями. В фильме Павла Костомарова и Александра Расторгуева "Я тебя не люблю" всего один герой - девушка из Ростова-на-Дону, которая сама снимает на камеру свою жизнь.
Л"ля меня это одно из самых сильных впечатление этой "Текстуры". Это не просто формальный эксперимент, не просто метод, который был заявлен еще в их предыдущим фильме. Мне кажется, это высказывание масштаба "Догмы" фон Триера. В фильме "Я тебя не люблю" сценарист Сусанна Баранжиева - полноценный соавтор. Это новая документальность, которая возвращается к сценарию. В этом фильме девчонка из Ростова врет, признаваясь в любви своему мужчине. Когда я смотрел это, меня трясло. Думаю, что в этом веке я такого сильного русского фильма еще не видел", - говорит Бояков.
По его мнению, подобные герои - это те люди, с которыми новая российская интеллигенция ошибочно не желает находить общего языка.
"Не интересоваться этими людьми - главная ошибка новой российской интеллигенции, креативного класса, защитников Pussy Riot. Поэтому все эти митинги обречены на смешные цифры. Нельзя высокомерно противопоставлять себя другим людям, считать себя умным, только потому, что ты читал Дерриду, а они нет", - считает Бояков.
Фигура Павла Костомарова на фестивале не случайна - именно его фильмом "Мать" открывалась первая "Текстура" два года назад.
На этой "Текстуре" очень много говорили о документализме - этот принцип стал в последние годы очень важен и для художественного кино, и для театра.
"Все спектакли "Текстуры" - 2012 демонстрируют очень разный документализм, это широкое понятие. Все - документ. Те слова, которыми пользуются, например, поэты, они тоже не ими придуманы, если это не Хлебников или Введенский. Сейчас такое время, когда спектакль складывается из маленьких кирпичей - не из тем и монологов, а из мелких частей речи. Используя эти кирпичики, можно ближе подойти к художественной правде", - говорит Бояков.
Уникальность "Текстуры" именно в ее полижанровости, в том, что кино, театр, тексты существуют здесь в тесном взаимопроникновении, демонстрируя очевидную тенденцию современного искусства к стиранию границ между жанрами и сферами.
"Я оцениваю фестиваль по принципу - удается ли нам сохранять динамику и напряжение, или мы теряем темп. В этом году, уже очевидно, мы точно ничего не потеряли. Фильм с Тимом Ротом "Сломленные", получивший главный приз, сделан очень крутым театральным режиссером. Документальный датский фильм "Красная капелла", который мы показывали в прошлом году, рассказывал о том, как в Северной Корее ставят Шекспира. Это абсолютно театральная история, снятая документалистом. И в этом году фильм этого же режиссера показали в программе канала "24 ДОК". Вот внутренний сюжет "Текстуры", которая сосредоточена на этих пересечениях - театра, кино, телевидения", - говорит Бояков.
По этому же принципу каждый год "Текстура" выбирает своего героя - художника, получающего приз в номинации "Имя". В этом году героем "Текстуры" стал чешский режиссер и драматург Петр Зеленка - ретроспектива его творчества длилась на фестивале несколько дней.
"Зеленка - один из моих любимых кинорежиссеров, но он очень любит театр. Его "Карамазовы" - потрясающий фильм, это не просто про театр, это еще, условно говоря, "про Пермь", так как дело происходит в индустриальной области. Я объездил десятки городов в Пермском крае с металлургическими полузаброшенными заводами, со сложной социальной ситуацией. В фильме Зеленки этот антураж накладывается на этический конфликт, на вопрос о том, можно ли современному искусству выходить из своих закрытых храмов. Это очень тяжелый фильм, в котором процентов шестьдесят - это спектакль по Достоевскому. Когда такие сочетания случаются, я понимаю, что "Текстура" - это не кинофестиваль и не театральный смотр. Это постоянный, многообещающий диалог", - считает Бояков.