Серебренников рассказал о своем фильме, участвующем в конкурсе Венецианского фестиваля
30 августа 2012 года

Фильм "Измена", представленный в четверг в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, может стать началом цикла, посвященного человеческим чувствам, рассказал на пресс-конференции в четверг автор ленты Кирилл Серебренников.

"Вполне вероятно, что я темой измены не ограничусь: мне будет интересно рассмотреть и другие аспекты эмоциональной и любовной жизни человека. Это, может быть, только начало. Фильм происходит осенью и зимой, может быть, другие фильмы будут происходить в другие времена года - и они будут про другие ситуации и чувства", - признался Серебренников журналистам.

Его фильм - история отношений двух людей, которые встречаются случайно: Он (македонский актер Деян Лилич) в ходе диспансеризации попадает на прием к Ней (немецкая актриса Франциска Петри). Героиня по профессии - кардиолог, но вместо того чтобы следить за показаниями приборов, она сообщает: "А вот у меня с сердцем неладно. Мне изменяет муж. Он изменяет мне с вашей женой".

Серебренников признается, что его уже 28 тысяч раз спрашивали, почему на главные роли были выбраны иностранные артисты.

"Я вообще не думаю, что сегодня надо говорить о русских и не русских артистах. Я вообще не думаю, что есть разделение, стенки между людьми. Мне нужны были очень хорошие актеры, которые могут полностью профессионально и творчески отдаться этой истории. Мне надо было, чтобы я про них ничего не знал: в каких сериалах они снимались, кто у них мужья и жены, что про них пишут таблоиды. Чтобы это были чистые творческие люди - для меня", - заявил он.

"Европа - очень близкий мир. Разве мы такие разные? Нет, мы одинаковые. Я как раз этим фильмом хотел сказать, что у людей проблемы одни и те же в любой стране. Боль не имеет языка. Ей не нужен переводчик", - утверждает режиссер.

У итальянских критиков происходящее в фильме вызвало ассоциации с романами Достоевского, однако Серебренников заявил, что ненавидит этого писателя, "понимая, что он абсолютный гений".

"Это связано с тем, что он, может быть, слишком часть нас - и я ненавижу эту свою часть. Но тот образ русского человека, который он нарисовал и по которому вы пытаетесь понять Россию, - неправильный или не совсем правильный. Я не хочу быть персонажем Достоевского! Я, может быть, персонаж Гоголя", - заявил режиссер.

Если говорить об авторах, повлиявших на фильм, то скорее, по его мнению, следует упомянуть Ингмара Бергмана, Дэвида Линча, Микеланджело Антониони и Альфреда Хичкока, персонажей которого напоминает героиня Франциски Петри.

Серебренников утверждает, что после увиденных еще в детстве "Фанни и Александра" и "Шепотов и криков" у него "изменилась химия мозга".

"Я в первый раз почувствовал одиночество на картинах Бергмана. Я по ним понял, что такое боль человеческая. В жизни ты с этим сталкиваешься в гомеопатических дозах, а вот в кино - именно Бергман", - говорит он, добавляя, что шведский режиссер пользовался в советские времена огромным влиянием, так как его картины "не так сильно резали".

"Мы старались делать так, чтобы кино смотрелось увлекательно, как триллер или черный фильм, чтобы в нем было напряжение. Это жанровые приспособления, которые уместны в рассказе о таких вещах как измена, ревность, месть или предательство. О сложных вещах, с которыми каждый из нас сталкивается", - отмечает Серебренников.

Однако, как говорит режиссер, он имеет в виду не просто триллер.

"Мы изначально договаривались делать кино исследования человеческих состояний и проявлений, оперирующее понятиями сложными, может быть даже слишком сложными для аудитории", - поясняет Серебренников.

В частности, его занимало исследование проблемы времени, которое "в пространстве измены течет совершенно по-другому". Именно поэтому интервал в несколько лет в картине передается символическим эпизодом, где героиня бежит по лесу зимой и в чаще переодевается в другую одежду".

"Прием условный - но женщины сильнее мужчин. Они, как змеи, сбрасывают кожу. После этого героиня помолодела, похорошела, между тем как герой осунулся и постарел. Игры с возрастом и временем были для нас очень важны", - комментирует Серебренников.

По словам оператора Олега Лукичева, в фильме все стремились к "кинематографической правде".

Как отмечает режиссер, это стремление было свойственно и Альбине Джанабаевой, солистке группы "ВИА-Гра", которая сыграла жену главного героя, изменщицу, и показала себя "суперпрофи, серьезной драматической артисткой, а не просто персонажем из шоу-бизнеса".

Также в венецианском конкурсе был показан фильм "Суперстар" (Superstar) французского режиссера Ксавье Джанноли (Xavier Giannoli), посвященный сюжету, уже дважды встречавшемуся в фильмах этого года: внезапной известности, настигающей людей безо всяких логических объяснений. В этой ситуации оказывался персонаж Роберто Бениньи из "Римских приключений" (To Rome with Love) Вуди Аллена, к ней же стремится главный герой "Реалити" (Reality) Маттео Гарроне, получившей в Канне приз за режиссуру. На венецианском фестивале в этом году Гарроне, что характерно, является членом жюри.

Венецианский кинофестиваль проходит в этом году с 29 августа по 8 сентября. Открылся смотр фильмом "Фундаменталист поневоле" Миры Наир, а закроется картиной Жан-Пьера Амери "Человек, который смеется" с Жераром Депардье в главной роли. В конкурсной программе, в которую вошли 18 картин, Россию представляет "Измена" Кирилла Серебренникова. Кроме того, в программе "Горизонты", где делается упор на эксперименты и новаторство в кинематографе, будет показана работа другого российского режиссера Алексея Балабанова "Я тоже хочу".

Определять лучшую картину 69-го Венецианского кинофестиваля будет жюри во главе с американским режиссером Майклом Манном, автором таких фильмов, как "Али" и "Джонни Д", продюсером известного сериала "Полиция Майами: Отдел нравов".