Мониторинг межнациональных отношений должны вести власть и общество, отмечают эксперты
22 августа 2012 года

Мониторинг ситуации в сфере межнациональных отношений должны осуществлять государственные органы, некоммерческие организации и научное сообщество, тогда он будет эффективным и на его основе можно будет принимать решения, считают члены президентского совета по межнациональным отношениям.

Совет при президенте РФ по межнациональным отношениям создан 7 июня 2012 года, возглавил его сам глава государства, заместителями председателя стали первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин и вице-премьер Дмитрий Козак. Всего в состав нового органа вошли около 50 человек. Совет создан для совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений, он также призван обеспечить взаимодействие федеральных, региональных и местных властей, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных связей.

На первом заседании совета Путин заявил о необходимости выработать механизмы мониторинга ситуации в сфере межнациональных отношений и принципы урегулирования и профилактики потенциально конфликтных ситуаций.

ВЛАСТЬ, НКО И НАУКА

Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева отметила, что сейчас мониторинг ситуации в сфере межнациональных отношений ведет Институт этнологии и антропологии РАН, ее организация, занимающаяся этой проблемой с 1994 года, и социологические службы - ВЦИОМ, ФОМ и "Левада-центр".

Однако заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Вячеслав Михайлов полагает, что для эффективного мониторинга работы этих организаций недостаточно.

"Сегодня президент поставил вопрос очень четко и ясно, что такой мониторинг должен быть налажен. Но опыт такой есть. Скажем, Институт этнологии и антропологии имеет развернутую сеть по всей стране. Но мне представляется это недостаточным. Такую сеть должна иметь администрация президента. В первую очередь, управление внутренней политики", - сказал эксперт.

Он напомнил, что ранее в администрации президента был ситуационный центр, который занимался вопросом мониторинга. "Надо возобновить работу этого ситуационного центра", - считает Михайлов.

При этом эксперт подчеркнул, что мониторингом должна заниматься не только кремлевская администрация, но и представители науки, и гражданское общество.

"А когда это будет налажено, тогда уже в зависимости от ситуации можно говорить о механизмах разрешения того или иного конфликта. Нет универсальных рецептов урегулирования конфликтов. То, что возможно делать на Кавказе, совсем иначе в Средней Азии, в Центральной Азии, Центральной России. Это уже искусство управления процессом", - заключил он.

Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков также полагает, что мониторинг должны вести власти, НКО и научное сообщество.

"Что касается мониторинга, существуют государственные системы анализа и сбора информации. Они делаются по линии профильного ведомства, имеется в виду Минрегион, они делаются по линии официальных наших служб. Но для действительного эффективного мониторинга нужна параллельно независимая экспертиза, которую выполняли бы некоммерческие общественные организации. Нужна система научного анализа", - сказал он .

По его мнению, эти три слагаемых могут дать адекватную картину ситуации в сфере межнациональных отношений, на основе которой надо принимать решения.

АЛГОРИТМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Кроме того, Тишков считаем необходимым разработать систему предотвращения конфликтных ситуаций.

"Должен быть отлажен какой-то алгоритм, что делать в случае, если напряженная обстановка, случилась массовая драка или какое-то убийство, которому придается этнический смысл и готовится массовое столкновение, или существует напряженность по какому-то вопросу", - говорит он.

Если конфликт уже произошел, то должна действовать система эффективного вмешательства, отмечает эксперт.

"Здесь роль государства первична. Должны знать и генералы, и офицеры, и рядовые, и полицейские, что в таких случаях нужно делать. Что делать лидерам духовным, светским, деятелям культуры, как должны себя вести СМИ, чтобы не допустить эскалации конфликта", - считает он.

Дробижева, в свою очередь, также отметила, что межнациональные конфликты легче предупреждать, чем с ними бороться. По ее мнению, одной из острых проблем в сфере межнациональных отношений является вопрос о том, в каком объеме должны изучаться национальные языки в разных регионах.

"В наших республиках на волне суверенитета были приняты законы о государственных языках. Это означает, что русские должны учить языки национальных республик. Русским не всегда это нужно. Если они не идут во власть, то им язык национальный нужен только для общения. Должен ли этот язык обязательно изучаться в школе или нет? Это сейчас конфликтный вопрос", - сказала Дробижева.

Вторая проблема, которую выделала эксперт, это участие во власти представителей республик. "Они ставят вопрос о том, что не полностью используется их потенциал во властных структурах федерального центра, а на территории республик есть недопредставленность русских в парламентах, в исполнительной власти. И это становится конфликтным вопросом", - отметила она.

Отвечая на вопрос о том, как можно добиться того, чтобы толерантность стала образом жизни, Дробижева сказала: "Это тема, которая должна быть определена не только на властном уровне, но это вопрос о том, как осуществляется вся воспитательная работа, начиная с детского сада, школы. Не думаю, что это должны быть специальные школы толерантности, но какие-то беседы, которые должны проводиться психологами, социологи, были бы очень полезны". Она добавила, что такие диалоги должны стать регулярными.