Знаковый балет Большого театра "Дочь фараона" возвращается на историческую сцену
7 июля 2012 года

После долгого перерыва, связанного с реконструкцией Основного здания Большого театра, балет Цезаря Пуни "Дочь фараона" возвращается на историческую сцену.

Это знаменательное событие состоится под занавес сезона, 8 июля. В возобновлении балета, премьера которого состоялась в Большом в 2000 году, принимает участие автор постановки, хореографии, декорации и костюмов выдающийся французский балетмейстер Пьер Лакотт, который воссоздал спектакль по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа.

"Дать этому старинному балету новую жизнь - мой долг перед великим Петипа, - сказал Пьер Лакотт в пятницу в беседе с журналистами перед прогоном. - Я восстанавливал этот балет в стиле хореографии 19 века. В него включены только два оригинальных фрагмента самого Петипа".

Приступив к реконструкции "Дочери фараона", Лакотт сделал новую редакцию либретто, открыл музыкальные купюры и сам придумал сценографию и костюмы. Балетмейстер фактически заново сочинил танцы, сложнейшие женские и мужские вариации и адажио, используя классическую танцевальную лексику 19 века, соединив ее со сложными современными элементами.

"Я рад был продолжению сотрудничества с Большим театром, с труппой, которую очень люблю. Мы работали, как и тогда в 2000-м в атмосфере взаимопонимания, отдавая спектаклю все силы и сердце, - сказал Лакотт. - Мне кажется, что артисты хорошо почувствовали и поняли стиль этого балета. Мы с ними говорим на одном языке - языке танца. Русская и французская школа - мы идем рука об руку. Мне кажется, что классический танец не смог бы существовать без России и Франции. У нас - счастливый брак, от которого много детей по всему свету".

В защиту музыки Пуни, в адрес которой немало критики, Лакотт сказал, что не стоит критиковать ее, потому что она и должна быть такой яркой, звучной, созданной специально для танца.

"Это не серьезное сочинение для симфонического концерта, а танцевальная музыка, служащая фоном именно для исполнения танца, - сказал балетмейстер. - И этот балет Цезаря Пуни слушают и смотрят с огромным удовольствием. Спектакль имел успех не только в Москве, но в Париже и Лондоне, в Японии, США, Китае, где гастролировал Большой театр".

На сцене - все атрибуты страны фараонов - грандиозная пирамида, восточные властелины и их подданные в ярких красочных костюмах. Но все богатство и красоту затмевает появление главной героини в исполнении блистательной примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой, каждый раз приводящей в восторг совершенным владением техникой танца. Недаром сам Пьер Лакотт произнес в ее честь целый торжественный монолог.

"В моей семье, каковой я считаю балетную труппу Большого театра, самый красивый и талантливый ребенок - Светлана Захарова, - признался Лакотт. - Впервые я ее увидел в Версале, в па де де Чайковского. Мы были вместе с Барышниковым, и там мы открыли для себя это чудо и пали перед ней на колени. Я был свидетелем ее триумфа в Париже, Лондоне, Нью-Йорке... Потом встретился с ней в Мариинском театре, куда меня пригласили для постановки "Ундины". Но тогда процесс создания спектакля затянулся, премьера была отложена. А когда я вновь вернулся, Светлана уже "улетела" в Большой театр. Приступив здесь к восстановлению "Дочери фараона", я, конечно, не мог это делать без участия Захаровой. Для меня большая радость вновь встретиться в работе с этой превосходной балериной, я вижу, что она еще более усовершенствовалась и восхищаюсь ей каждую минуту и каждый день".

Надо сказать, что подстать "звезде" был и ее партнер Руслан Скворцов. Всяческой похвалы заслуживают и другие исполнители. В балете заняты ведущие солисты Большого: Мария Александрова, Елена Андриенко, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Нина Капцова, Ольга Смирнова, Денис Медведев, Владислав Лантратов, Денис Родькин, Андрей Меркурьев, Артем Овчаренко, Вячеслав Лопатин. На сцене появляются и юные танцовщики - учащиеся Российской академии хореографии, чье участие в спектаклях Большого театра является давней доброй традицией.

"Приход таких масштабных спектаклей на основную сцену - серьезное испытание для артистов, - сказала Светлана Захарова. - А "Дочь фараона" - одно из самых значительных событий этого сезона. Мы счастливы, что работа над восстановлением балета проходила под руководством живого классика великого хореографа Пьера Лакотта. Конечно, волнуемся и переживаем перед премьерой. Надеемся, что не разочаруем зрителей, и их ждет грандиозное красивое представление как всегда на высоком уровне. Мы очень старались, чтобы так было".

"Дочь фараона" был первым балетом, поставленным Мариусом Петипа в России. Его премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1862 году, а спустя два года балет появился в Москве в Большом театре.

В балете, созданным Петипа за пять недель, было все: сентиментальность, пафос, экзотика, романтизм. "Дочери фараона" была уготована долгая и счастливая сценическая судьба. В спектакле в разное время танцевали такие звезды как Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская, Марина Семенова.

Сегодня "Дочь фараона" начинает свою новую жизнь на обновленной исторической сцене Большого театра.