Вузы РФ пока не готовы принимать на обучение абитуриентов-инвалидов
23 июля 2012 года
Подавляющее большинство вузов РФ не способно обеспечить комфортные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями, считают опрошенные эксперты.
В российских вузах продолжается приемная кампания, 25 июля университеты начнут вывешивать списки зачисленных абитуриентов. Высшее образование хотят получать не только здоровые молодые люди, но и ребята с ограниченными возможностями здоровья. В законе об образовании прописано, что дети-инвалиды, инвалиды I и II групп имеют льготу на поступление в один вуз вне конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний.
АРХИТЕКТУРНАЯ ДОСТУПНОСТЬ
Агентство совместно с Российским союзом ректоров и Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в рамках проекта "Социальный навигатор" в прошлом году подготовило рейтинг архитектурной доступности вузов РФ для студентов-инвалидов. Он показал, что многие вузы РФ не имеют специальных лифтов и дверей, пандусов и подъемников, необходимых для комфортного обучения студентов-инвалидов.
Анкеты заполнили 157 вузов, включая филиалы, однако в рейтинг вошел 91 вуз с итоговым баллом 50% и выше.
В тройку самых доступных зданий для учебы студентов-инвалидов вошли Московский государственный институт музыки имени Шнитке (МГИМ), Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ), Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета (НФБашГУ).
Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭП), Орловский государственный университет (ОГУ), согласно проведенному исследованию, стали самыми недоступными для учащихся-инвалидов.
На сегодняшний день отечественные вузы не всегда имеют условия, необходимые для обучения инвалидов, как в части архитектурной доступности, так и в части организации образовательного процесса, считает руководитель Центра социальных рейтингов Ирина Ясина.
"Особенно сложная ситуация складывается там, где вузы находятся в старых зданиях. Но это не значит, что они не хотят меняться. Об этом говорят и результаты нашего исследования", - сказала она.
КОЛЯСОЧНИКАМ ТРУДНЕЕ
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУ) создает и развивает условия для обучения студентов-инвалидов, сказала заведующая кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Наталья Рубцова.
"Мы принимаем студентов-инвалидов уже в течение пяти лет, за исключением тех, у кого умственные и психические нарушения. У нас оборудована среда: специальные душевые и туалеты, подъезды, пандусы и лифты", - сказала профессор.
В Российском государственном социальном университете (РГСУ) также предусмотрены некоторые условия для инвалидов, сказала директор института инклюзивного образования РГСУ, заведующая кафедрой специальной и клинической психологии, профессор Людмила Кузнецова. Для слабовидящих студентов в библиотеке есть читающие машины, а также специальные аудитории, колясочникам же приходится сложнее, отметила она.
"Что могу сказать насчет колясочников, у нас есть несколько зданий, которые, можно сказать, оборудованы под них. Есть лифты и специальные подъемники по ступенькам, пандусы само собой", - сообщила собеседник агентства. Она добавила, что из-за архитектурных особенностей не все здания можно оборудовать для инвалидов-колясочников.
Пространство Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Баумана не в полной мере отвечает требованиям физической доступности для студентов-колясочников (только новый учебно-лабораторный корпус полностью приспособлен для них), признался директор головного учебно-исследовательского и методического центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ) при университете Александр Станевский.
"В старых корпусах есть туалеты для инвалидов, но не на каждом этаже. Есть несколько лифтов с нулевым уровнем, которыми пользуются инвалиды, но они не специальные. Может ли попасть колясочник в любую точку университета? Нет"
ПРАВО БУДУЩЕГО СТУДЕНТА
МГТУ имени Баумана работает со студентами-инвалидами еще с 30-х годов прошлого века. Вуз дает абитуриентам-инвалидам по слуху возможность учиться или по специальной образовательно-реабилитационной программе ГУИМЦ или по обычной образовательной программе, отметил Станевский. Если абитуриент выбирает специальную программу, то для него формируется индивидуальный пакет реабилитационных услуг из 86 возможных позиций, в который входят, например, адаптированные компьютерные аудитории, комплекс диагностики слухопротезирования, слуховые аппараты, индивидуальные и групповые FM-передатчики, сурдоперевод, записывание лекций, тьюторинг и другие.
Если абитуриент с ограниченными слуховыми возможностями выбирает общую программу, то он может получить дополнительные услуги в ГУИМЦ, обратившись в свой деканат с просьбой об оказании содействия в её получении и заявив о том, что он инвалид, пояснил директор центра.
"В рамках очной формы обучения инвалиды могут обучаться по индивидуальному плану. Теоретически университет может переводить студентов с ограниченными возможностями на индивидуальный план обучения. Законом это не запрещается, но индивидуальный план обучения стоит дороже, вопрос - на сколько и откуда возьмет университет деньги, если количество инвалидов будет большое", - сказал Станевский.
В РГСУ студенты-инвалиды учатся в общем потоке, сказала профессор вуза Кузнецова. Однако им оказываются дополнительные услуги, например, немые обучаются жестовому языку, добавила она. "У нас создана лаборатория русского жестового языка. Когда абитуриент поступает и потом обучается в общем потоке, на лекциях присутствует сурдопереводчик", - сказала собеседница агентства.
Кузнецова отметила, что в группе может быть от 10% до 30% студентов с ограниченными возможностями, поэтому на первом курсе всех факультетов РГСУ введена такая дисциплина, как теория и методика инклюзивного образования, где студентов учат, как нужно общаться с инвалидами, что корректно и чего нельзя делать.
Профессор добавила, что на кафедре специальной и клинической психологии проводится анкетирование под названием "Я, ты, мы", в ходе которого у студентов-инвалидов спрашивают об учебной атмосфере в вузе и их пожеланиях.
ТРУДНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ
Некоторые российские вузы не имеют специально оборудованных общежитий для студентов-инвалидов. Профессор РГУ Рубцова призналась, что вопрос с проживанием - самый сложный.
"Общежитие, которое мы планировали сделать под инвалидов, сгорело, а старые постройки трудно переоборудовать, но мы работаем и дооборудуем", - сказала собеседница агентства.
РГСУ также не имеет специальных общежитий для инвалидов, сообщила Кузнецова. Однако есть помещения, которые примыкают к учебным корпусам с необходимым студентам с ограниченными возможностями оборудованием, что облегчает проживание инвалидов, отметила она.