ЭРХАРТ Амелия
2 июля 2012 года

Семьдесят пять лет назад, 2 июля 1937 года американская летчица Амелия Эрхарт пропала без вести во время полета над Тихим океаном.

Ниже приводится биографическая справка.

Американский авиатор, одна из первых женщин-пилотов в мире, первая женщина, перелетевшая Атлантический океан, Амелия Мэри Эрхарт (Amelia Mary Earhart) родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисон, штат Канзас (США).

После развода родителей Амелия уехала с матерью в Чикаго, училась в колледже Огонц (Ogontz School) в пригороде Фильдельфии.

В 1917 году Эрхарт уехала в Канаду и поступила сестрой милосердия в военный госпиталь в Торонто. Вернувшись в Америку, она решила посвятить себя медицине и поступила в нью-йоркский Колумбийский университет на медицинский факультет, но проучилась там недолго. В 1920 году, посетив авиашоу в Лос-Анджелесе и совершив в качестве пассажира десятиминутную прогулку на небольшом аэроплане с открытой кабиной, Эрхарт приняла решение посвятить себя авиации.

Свой первый урок пилотирования Амелия получила 3 января 1921 года. Её инструктором была Анита (Нета) Снук, одна из немногих в то время женщин-авиаторов. Чтобы заработать на учебу, Эрхарт работала в юридической конторе отца, в телефонной компании, автомехаником, водителем грузовика. Ей удалось скопить достаточно денег, чтобы купить свой первый самолет. Двухместный биплан Kinner Airster был выкрашен в желтый цвет и Эрхарт назвала самолет "Канарейкой".

В октябре 1922 года Амелия Эрхарт на своей "Канарейке" установила рекорд высоты среди женщин, поднявшись на 4,2 тысячи метров. 16 мая 1923 года Эрхарт получила лицензию пилота от Международной федерации аэронавтики.

Ухудшение финансового положения семьи вынудили Амелию продать самолёт. Она уехала с матерью в Бостон, где работала преподавателем английского языка для детей иммигрантов в детском доме, служащей по социальному страхованию. Все свободное время и деньги она использовала для лётной практики.

Летом 1927 года издатель Джордж Путнэм (George Putnam) предложил Эрхарт стать первой женщиной, которая перелетит Атлантический океан. Финансовую поддержку рекорду обеспечивала богатая американская аристократка, живущая в Лондоне, Эми Гест.

По условию Путнэма, хотя официально именно Амелия была названа "командиром" экипажа, управляла самолетом не она, а нанятая Эми Гест команда из пилота и штурмана - Уилмера Штульца и Луи Гордона.

17 июня 1928 года экипаж из трех человек - Штульц, Гордон и Эрхарт - вылетели на Fokker F7, который назвали "Дружба", с канадского Ньюфаундленда и через 20 часов 40 минут приземлились в Беррипорте в Уэльсе. Они преодолели расстояние в 3 219 км.

В Лондоне рекордсменов встречала гигантская толпа, которая приветствовала Амелию Эрхарт как героиню. Личные поздравления прислал мисс Эрхарт президент США Калвин Кулидж.

Совместно с приставленным Путнэмом журналистом Эрхарт написала книгу "20 часов 40 минут", в один день ставшую бестселлером. Она начала регулярно сотрудничать с журналом Cosmopolitan в качестве автора, ездила с лекциями по городам Америки. Эрхарт назначили ассистентом генерального менеджера Трансконтинентальных воздушных перевозок, у нее имелось специальное задание - привлекать женщин-пассажирок. Кроме того, Амелия стала президентом неформальной женской организации "99" (название дали по числу членов), целью которой была борьба за права женщин-пилотов.

В 1931 году Амелия Эрхарт приняла предложение о браке от своего делового партнера Джорджа Путнэма, который к этому времени развелся с первой женой. 7 февраля 1931 года состоялась их свадьба.

Эрхарт одной из первых женщин-пилотов освоила автожир (летательный аппарат с несущим винтом); в апреле 1931 года она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. Весной 1931 года она стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире "Питкэрн PS-A2" всю территорию США.

Вместе с Путнэмом они работали над планом первого одиночного перелета Атлантики женщиной.

20 мая 1932 года Эрхарт стартовала на одномоторном самолете Lockheed Vega с побережья Ньюфаундленда и взяла курс на Европу. Трудности, с которыми столкнулась в полёте Амелия, не раз ставили её на край гибели. Сильный северный ветер, обледенение и технические проблемы заставили Эрхарт вместо запланированного Парижа приземлиться на фермерском пастбище в Лондондерри (Северная Ирландия).

Полет длился 15 часов 18 минут. Амелия стала первой женщиной, в одиночку пересекшей Атлантику и рекордсменкой самого длинного беспосадочного полета среди представительниц своего пола.

После своего полета Амелия Эрхарт была провозглашена Женщиной года в США, она была награждена Лётным крестом за заслуги (Distinguished Flying Cross) Конгресса США, Большой золотой медалью Национального географического общества США, Орденом Почётного легиона Франции, другими европейскими наградами.

Эрхарт стала наиболее известной женщиной-пилотом в мире и одним из наиболее популярных людей в США. Она продолжала готовить и совершать новые рекордные перелеты.

В 1937 году она вплотную приблизилась к осуществлению своей давней мечты - кругосветному перелету.

Первая попытка старта 17 марта 1937 года на Lockheed L-10E Electra оказалась неудачной. При старте с Гавайских островов для второго этапа перелета, шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолёта.

Вторая попытка началась 20 мая 1937 года. Эрхарт сопровождал штурман Фред Нунан.

Мир внимательно следил за каждым ее шагом. В течение месяца Electra без особых приключений и с регулярными остановками для дозаправки пролетела через Пуэрто-Рико, Венесуэлу, Бразилию, Сенегал, Мали, Судан, Эфиопию, Пакистан, Индию, Бирму, Таиланд, Индонезию, Австралию. 29 июня Эрхарт и Нунэн достигли острова Лаэ в Новой Гвинее.

К этому времени Эрхарт с Нунаном пролетели уже 22 тысячи миль. Впереди у них оставалось 7 тысяч миль пути. Следующий отрезок путешествия - от Лаэ к острову Хауленд - 2 556 миль.

Electra покинула Лаэ 2 июля в 10 часов утра. Через 12 часов Амелия сообщила в радиоэфире: "Облачно. Погода ухудшается... Лобовой ветер". Через 18 с половиной часов после вылета из Лаэ Эрхарт вышла в эфир в последний раз. Она кричала срывающимся голосом: "Наш курс 157-337. Повторяю. Наш курс... Нас сносит на север... Нет, на юг..."

Поисковая операция была начата немедленно. Были обследованы 250 тысяч квадратных миль океана. Hесмотря на участие в поисках значительных военно-морских сил, в том числе авианосца "Лексингтон", ни летчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено. 19 июля правительство Соединенных Штатов прекратило поиски. 5 января 1939 года Амелия Эрхарт была объявлена умершей, хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже и предпринимаются и в наше время.

В 1938 году в память об Эрхарт на острове Хауленд был построен маяк. В Соединенных Штатах есть улицы, школы, аэропорты, названные ее именем. На ее родине, городе Атчисоне, штат Канзас, открыт Дом-музей Амелии Эрхарт и проводится ежегодный фестиваль ее имени.

О ней снято несколько фильмов, документальных и художественных.

Учреждены стипендии и награды имени Амелии Эрхарт.