Масштабной выставкой в Историческом музее открылся Год Германии в России
20 июня 2012 года

Беспрецедентным по масштабу проектом "Русские и немцы. Тысяча лет истории, искусства и культуры" с 700 экспонатами из 75 музеев, открылся в среду Год Германии в России.

Перекрестный год культур пройдет во второй половине 2012 и начале 2013 года в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, а в его рамках состоится порядка тысячи мероприятий не только в области искусства, но также науки и экономики.

Идея провести выставку подобного содержания впервые была высказана спецпредставителем президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким пять лет назад, а на ее подготовку в результате ушло два года.

О высоком статусе проекта говорит тот факт, что он проводится под патронатом президента РФ Владимира Путина и президента ФРГ Йоахима Гаука, а ее со-кураторами стали замминистра культуры РФ Павел Хорошилов и президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер.

Организация выставки, как рассказал Швыдкой, обошлась примерно в пять миллионов евро, а затраты российская и немецкая стороны поделили практически поровну.

Структура выставки предельно ясна: в правой от входа части здания бывшей городской думы, впоследствии музея Ленина и тоже уже бывшего, располагаются предметы, связанные с темами "Торговля", "Дипломатия", "Археология", "Политика", "Наука", "Поселенцы". В левой - все, что связано с взаимным влиянием в области живописи, архитектуры, театра, литературы, и оно там прослеживается гораздо проще.

Вот макет купола храма Христа Спасителя, который делали в мастерской архитектора Константина Тона, родившегося в семье обрусевшего немецкого ювелира, а рядом - модель лютеранской церкви святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге по проекту Александра Брюллова. Здесь же - портретная галерея из "Кусково", где работали немецкие мастера и картина главного немецкого художника эпохи романтизма Каспара Давида Фридриха "На паруснике", которую Николай I купил в его мастерской в 1820 году в подарок своей супруге императрице Александре Федоровне, в девичестве принцессы Прусской Шарлотты, дочери Фридриха Вильгельма III. Кстати, обширные династические связи Романовых и Гогенцоллернов не являются доминирующим моментом на выставке про историю взаимоотношений России и Германии.

Небольшой зал отведен под рассказ о Второй Мировой войне, который иллюстрируется современными фотографиями с композициями на эту тему, нынешними видами лесов, где проходили бои, и недавно найденными медальонами советских и немецких солдат. Из подлинно исторических артефактов - осколки фресок XIV века из церкви Успения на Волотовом поле, которая была полностью разрушена в ходе боевых действий. Как пояснил Хорошилов, организаторы выставки, не проводя прямые параллели, старались показать, что "наша взаимная история гораздо шире своих контекстов, своих конкретных проявлений и не всегда так однозначна, как кажется".

"Мы имеем дело с необычным проектом. С одной стороны, это, безусловно, политический проект. Он политичен по своей природе, по природе исторических отношений между Германией и Россией. Политичен он и по статусу сторон, которые являются заказчиками этой выставки. Но это и исторический проект. Одно дело, когда история рассматривается в два глаза, здесь нам удалось рассмотреть ее в четыре глаза одновременно, с российской и немецкой стороны. Выставка интересна тем необходимым вниманием, которое надо приложить зрителю, чтобы увидеть ее глазами создателей экспозиции", - рассказал он.

Сокуратор добавил, что этот проект является также и культурологическим, поскольку там соединены экспонаты, представляющие всевозможные виды деятельности, и художественным, где можно увидеть предметы, которые никогда не экспонировались.

И действительно, чтобы увидеть неочевидные на первый взгляд параллели, надо как минимум читать экспликации к экспонатам, объясняющие, что это за предмет или документ.

Так, например, широкая сложенная тканая лента оказалась вымпелом созданного в Германии крейсера "Богатырь", под которым он ходил в годы Первой Мировой войны, а похожая на пирамиду внушительных размеров конструкция - макетом Змеиногорского рудника образца 1770 года, на котором в течение многих десятилетий работали немецкие специалисты.

А среди документов можно увидеть оригинал пакта Молотова-Риббентропа на двух языках и список 1346 года о порядке и правилах ведения торговли для немецкого двора в Новгороде.

Практически все экспонаты располагаются в витринах, по верху которых на двух языках написаны одинаковые по смыслу пословицы. И то, что их оказалось так много, без сомнения станет еще одним открытием на выставке.

Осенью проект переедет в Берлин, где с 6 октября 2012 года по 13 января 2013 года будет проходить в Новом музее Берлина.