Камерный Музыкальный театр им. Б.А. Покровского отмечает юбилей Стравинского
17 июня 2012 года

Единственный из столичных театров Камерный Музыкальный им. Б.А. Покровского отмечает 130-летие Игоря Стравинского. В день рождения выдающегося композитора 17 июня театр показывает легендарный спектакль "Похождение повесы". Причем, празднование будет проходить в современном формате, и оперу Стравинского можно будет увидеть в режиме on-line в любой стране мира, сообщили в пресс-службе театра.

Опера "Похождение повесы" была написана композитором на пороге его 70-летия. Стравинский сочинил ее по мотивам литографий английского художника XYIII века Уильяма Хогарта. Композитор смог соединить в музыке историю жизни легкомысленного мота, полную глупых, комических и даже мистических событий с мудрым взглядом почтенного старика.

Российская премьера оперы состоялась в 1978 году именно на сцене Камерного Музыкального театра. В 2010 году эта легендарная постановка Покровского, которую он создал вместе с выдающимся дирижером Геннадием Рождественским и художником Иосифом Сумбаташвили, была возобновлена и возвращена на сцену¤ созданного им Камерного театра. Сегодня это единственный российский театр, имеющий в своем репертуаре эту оперу Стравинского, где она идет на русском языке. Несколько лет тому назад ее поставил Дмитрий Черняков в Большом театре, где она недолго шла на английском языке.

"Когда Стравинский был в Москве, он встречался с Покровским и, насколько мне известно, речь тогда шла и о постановке "Похождения повесы", - рассказал в интервью режиссер возобновления спектакля Григорий Спектор. - Но Большой театр тогда не принял это предложение, а когда у Покровского появился свой театр, то одной из первых постановок стала именно опера "Похождение повесы". Спектакль тогда произвел впечатление¤ свежего воздуха, и шел у нас и за рубежом, куда театр выезжал на гастроли, с огромным успехом. Тут сошлось многое: и то, что это была первая постановка этой оперы в России, и то, что это выдающаяся работа Покровского и Рождественского, и сценография Сумбаташвили, замешанная на гравюрах Хогарта, которые вдохновили и самого Стравинского. И, кроме того, композитор смог донести моральное послание этого произведения: о тщете погони за удовольствиями и радостями жизни, которые оборачиваются крахом личности".

Что касается мотивов возобновления этой постановки, то, как сказал Спектор, во-первых, потому, что это сочинение Стравинского - одного из классиков ХХ века, затрагивающее тот период творчества композитора, который называют неоклассикой и который практически не представлен на оперной сцене. Во-вторых, это в честь столетнего юбилея выдающегося оперного режиссера Покровского. И наконец, потому, что эта опера очень динамична, сюжетно и музыкально привлекательна своим современным, гармоничным решением, своей необычностью.

"Возобновить спектакль было не простой задачей, прежде всего потому, что ничего не было зафиксировано - тогда не было таких технических возможностей, как сейчас, - сказал Спектор. - Поэтому в основном я пользовался теми записями, которые успел сделать, работая вместе с Покровским над постановкой, начиная с первой репетиции. И в результате, как отметил Рождественский, удалось восстановить все один к одному. Но, конечно, огромное значение имело участие выдающегося дирижера Геннадия Рождественского".