ММКФ обещает показать все актуальное, что есть в мировом кинематографе
31 мая 2012 года

Московский международный кинофестиваль, который пройдет с 21 по 30 июня, вместит в себя все самое актуальное, что есть сейчас в мировом кинематографе, от каннских призеров до российских дебютантов, от испанских анимационных триллеров до восточноевропейской документалистики и от мейнстрима до радикальных экспериментов, обещает его программный директор Кирилл Разлогов.

"Мы много ездили по фестивалям и можем точно сказать - ничего другого сейчас в кино нет", - заявил журналистам в четверг директор ММКФ по связям с общественностью Петр Шепотинник.

Он добавил, что программа, представленная прессе за три недели до старта фестиваля, не окончательна: "мы оставляем за собой право дополнять некоторые позиции: не все картины подтверждены, есть некоторые свободные места".

КОНКУРС

В конкурсе на сегодняшний день 15 картин, из которых три - российские: "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой, снятый в копродукции с Латвией альманах Евгения Пашкевича "Гольфстрим под айсбергом", основанный на мифе о первой жене Адама Лилит, и "Орда" Андрея Прошкина - эпическое повествование о том, как митрополит Киевский Алексий в 1357 году отправляется в столицу Орды, чтобы вернуть зрение матери хана, а в ожидании результата подрабатывает истопником в бане.

Еще один фильм - "Голая бухта" (Vuosaari) Аку Лоухимиеса, где герои сталкиваются с непоправимым горем и финской зимой, - снят при участии отечественной компании СТВ.

В числе претендентов на "Золотого Георгия" оказались давно признанные фигуры - например, итальянец турецкого происхождения Ферзан Озпетек, привозящий "Присутствие великолепия" (Magnifica presenza), или венгр Иштван Сабо, который покажет триллер "Дверь" (Az Ajto). В обеих картинах ключевую роль играет квартира: у Сабо речь идет о взаимоотношениях между юной писательницей и ее пожилой и таинственной квартирной хозяйкой, у Озпетека - о сицилийском кондитере, который снял в Риме эффектное, но разваливающиеся жилье в комплекте с привидениями.

Второй итальянец в конкурсе - дебютирующий в игровом кино опытный оператор и автор документальных фильмов из различных горячих точек Стефано Соллима. Его картина называется "Все копы - ублюдки" (A.C.A.B.) и рассказывает о тяжкой судьбе бойцов итальянского ОМОНа.

На редкость мало оказалось в программе Восточной Европы: помимо Сабо, ее представляют хорватский "Людоед-вегетарианец" (Ljudozder Vegetarijanac) Бранко Шмидта, посвященный связям гинеколога-карьериста с мафией, и польский "80 миллионов" (80 millionow), рассказывающий о том, как пустить краденые из банка деньги на благое дело борьбы с коммунистами.

Кроме того, в основном конкурсе покажут детектив из Мексики под названием "Срок годности" (Fecha de Caducidad) Кении Маркес, историю дружбы отставного солдата с беглой школьницей под названием "Отбросы" (Junkhearts), снятый в Лондоне дебютанткой Тиндж Кришнан, жизнеописание трудного подростка из Ирана под названием "Взрослея вместе с ветром" (Routedan dar Bad) Рахбара Ганбари, эстонско-белорусско-литовский "Одинокий остров" (Uksik Saar) Пеэтера Симма, китайский триллер о выборах деревенского старосты "Вишенка на гранатовом дереве" (A Cherry on a Pomegranate Tree) театрального режиссера Чэня Ли и трехмерный анимационный триллер молодого испанского режиссера Фернандо Кортисо под названием "Апостол" (O Apostolo).

Судить конкурсные фильмы будут бразильский режиссер Эктор Бабенко (Hector Babenco), которому посвятят отдельную микроретроспективу, автор главного хита прошлого фестиваля Сергей Лобан, продюсер из Италии Адриана Кьеза ди Пальма (Adriana Chiesa di Palma) и французский режиссер Жан-Марк Барр (Jean Marc Barr), чей "Перевод с американского" оказался одним из самых жутких фильмов прошлогоднего конкурса. Последняя картина Барра, "Сексуальная жизнь французской семьи", будет показана в одной из параллельных программ, так как в конкурс ее включать, по признанию Разлогова, побоялись.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Второй конкурс ММКФ, "Перспективы", где работы малоизвестных пока художников соревнуются с неожиданными экспериментами признанных мастеров, откроется альманахом Алексея Федорченко, Хармони Корина и Яна Квесиньского "Четвертое измерение", впервые показанным на фестивале "Трайбека".

За ним последуют снятый на мобильный телефон "Бибоп" (Bebop) Тайса Глогера, черно-белая антиутопия Линуса де Паоли из Германии под названием "Доктор Кетель", рассуждение Натальи Беляускене о трагедии Карабаха под названием "Если все...", пара семейных триллеров - британские "Разрушители" (The Wreckers) Диктинны Худ и китайский "Горизонт" (Tian Bian) Номин Хуажи, лингвистический эпос Вели Кахрамана из Турции "Где мой родной язык?" (Ana dilim nerede) и история подросткового бегства "170 Гц" (170 Hz) Йоста ван Гинкеля из Нидерландов.

Судить "Перспективы" пригласили российскую документалистку и педагога Марину Разбежкину, программера из Мексики Сильвию Перель (Sylvia Perel) и казахского выпускника ВГИКа Дарежана Омирбаева, чья экранизация Достоевского под названием "Студент" была только что показана в каннском "Особом взгляде".

Кроме того, на ММКФ впервые пройдет конкурс короткометражек, призванный "омолодить фестиваль", и уже во второй раз состоится конкурс документалистики, куда войдет семь фильмов, в том числе два российских - "Завтра" Андрея Грязева, посвященный группе "Война", и "Чувственная математика" Кати Еременко, состоящая из пяти снятых Павлом Костомаровым новелл "не про математику, а про жизнь". Обещают также фильмы-путешествия, фильмы-расследования, фильмы-провокации и социальные драмы.

РЕТРОСПЕКТИВЫ

"В этом году мы пошли на рискованные ретроспективные ходы", - признается Кирилл Разлогов.

"Одной из центральных и неожиданных" программ он считает подборку "изысканно-эротических" фильмов гонконгского режиссера Юнфаня.

"В свое время его "Пионовая беседка" была показана в конкурсе ММКФ, игравшая там японская актриса получила приз за лучшую женскую роль. Сейчас мы попросили его привезти с собой двух актрис, чтобы было интереснее", - сообщил программный директор.

Кроме того, в честь года Германии в России десять российских критиков выберут десять наиболее репрезентативных фильмов за десять десятилетий немецкого кинематографа. Отдельная программа посвящена Эрнсту Любичу (Ernst Lubitch), связанному и с Германией, и с Голливудом. Классический Голливуд будет представлен также подборкой фильмов студии Universal, которой в этом году исполняется 100 лет. Сложнее всего, по признанию Разлогова, было добиться показа "Птиц" Альфреда Хичкока. "Это высшая точка мирового кино, ей ретроспектива будет открываться", - отметил критик.

ПАРАЛЛЕЛИ

Параллельные программы могут стать самой заманчивой частью фестиваля.

Петр Шепотинник обещает открыть свою подборку "Восемь с половиной" тем же фильмом, который открывал Каннский фестиваль, - "Королевством полной луны" (Moonrise Kingdom) Уэса Андерсона. Вероятно, удастся продемонстрировать в Москве и некоторые другие каннские картины - награжденную призом жюри "Долю ангелов" (The Angels' Share) Кена Лоуча, получивший призы за сценарий и женские роли "За холмами" (Dupa Dealuri) Кристиана Мунджу, "Парадиз: Любовь" (Paradies: Liebe) Ульриха Зайдля и Holy Motors Леоса Каракса.

Шепотинник пообещал также "кое-что из недосмотренного в прошлогодних Каннах и в Венеции", в частности - полудокументальный и полуигровой фильм Марины Абрамович "В присутствии художника".

Документальная подборка "Свободная мысль" включает в себя, в частности, фильм Вернера Херцога о смертниках "В бездну" (Into the Abyss) и картину Мартина Скорсезе "Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире" (George Harrison: Living in the Material World). Кроме того, москвичи наконец увидят второй фильм открытия прошлогоднего Венецианского фестиваля - "Да здравствуют антиподы!" Виктора Косаковского.

Помимо проверенных имен, предусмотрены и радикальные эксперименты. Например, Разлогов придумал киноманскую программу "49 мест", названную по числу кресел в самом маленьком зале "Октября". "Это десять разных картин из разных стран, находящихся на полях или за рамками того, что мы привыкли считать нормальным кинематографом. Они станут то ли абсолютной сенсацией, то ли полным провалом", - признался Разлогов.

Рискованным территориям, лежащим на границе между современным искусством и современным кинематографом, будет посвящен и "Медиафорум", включающий в себя не только кинопоказы, но и полноценную выставку под названием "Погружение в сторону тактильного кинематографа", которая откроется 22 июня в фонде "Екатерина".

Отдельная российская программа предлагает обзор новейших произведений отечественных режиссеров, от выходивших в прокат крупнобюджетных проектов вроде "Белого тигра" Карен Шахназарова и "Шпиона" Алексея Андрианова и выборки из конкурса "Кинотавра" до премьер анимационных, художественных, документальных и короткометражных фильмов.

ЦЕРЕМОНИИ

Основной площадкой ММКФ в этот раз окажется кинотеатр "Октябрь": в отсутствие "Пушкинского", отданного под реконструкцию, там будет проложена и красная дорожка, однако попасть на премьеру сможет на тысячу человек меньше, чем раньше: большой зал "Пушкинского" был рассчитан на 2,5 тысячи мест, а первый зал "Октября" вмещает лишь полторы тысячи кресел.

Открывать фестиваль будет "Духлесс" Романа Прыгунова - этот выбор вызвал язвительные комментарии у многих критиков, однако Шепотинник считает эту вещь "остроумной, актуальной и блестящей", а Разлогов признается, что был план, как и в прошлом году, открыть фестиваль голливудским блокбастером, но "больше радует идея открывать фестиваль картиной, отражающей современную ситуацию в кинематографе и в менталитете - а блокбастеры никуда не уйдут".

Название фильма закрытия пока что держится в тайне, но он, обещают организаторы, окажется связан с иностранной звездой, которая приедет получать премию Станиславского.

Пресс-показы, как и прежде, станут проходить в кинотеатре "Художественный", поскольку его реконструкция запланирована на более поздний срок, а для вечерних сеансов предусмотрен еще и открытый кинотеатр "Пионер" в парке Горького.