Мексиканскую пьесу покажут в московском Театре.doc
15 мая 2012 года

Спектакль "Аляска" по мексиканской пьесе покажут в среду в столичном Театре.doc.

Очередная премьера в Театре.doc выбивается из ряда документальных спектаклей, сделанных в стилистике, свойственной подвалу на Трехпрудном. И не только потому, что в основе спектакля - пьеса, драматургию здесь ставят часто, но в основном, это произведения современных российских авторов. Пьесы Павла Пряжко, Юрия Клавдиева, братьев Дурненковых крепко связаны, и сюжетами, и языком, с нынешними реалиями, которые всегда - главный объект внимания Театра.doc. На этот раз худрук театра Михаил Угаров взялся за пьесу автора зарубежного - "Аляску" написал молодой мексиканский драматург Хибран Рамирес Портела. Неожиданность не только в этом - пьеса, в принципе, иной стилистики, в какой-то степени, даже в конфликте с тем, чему так преданно служит Doc.

"Пьеса, действительно не "доковская", и это интересно. Не хотелось бы, чтобы Театр.doc стал каким-то затвержденным брендом. "Аляска" - это настоящая драма, достаточно страшная. Формально она написана про любовь, но, на самом деле, она про власть одного человека над другим. Этим она мне и понравилась. Там очень открытая эмоциональность - этого мне очень не хватает в современной российской драматургии, которая слишком разумная. Безбашенности не хватает, и нам показалось, что эта пьеса - полезная прививка для нашего театра", - говорит режиссер спектакля Михаил Угаров.

"Аляска" - это история о двух парнях и одной девушке, разбирающихся в своих взаимоотношениях. Когда-то они познакомились на тресковом промысле, а теперь живут в небольшом городке, и их слишком тесные связи чреваты драматическими последствиями. Политические реалии, приметы времени - все это не свойственно пьесе "Аляска", лежит за ее пределами, автор полностью погружен в психологические глубины человеческого общения и сожития.

"Аляска" по-мексикански эмоциональна и даже чуть-чуть экзальтированна. Понятно, что это не могло привлечь самый "злой", самый, может быть, бескомпромиссный театр Москвы и режиссера Михаила Угарова, недавно, например, выпустившего "Двое в твоем доме", документальный спектакль о домашнем аресте белорусского оппозиционера Некляева.

"Пьеса кажется мелодраматичной, но результат зависит от того, как ее делать. Можно превратить это в любовную мелодраму, а можно про то, как один человек завладевает другим, и это и есть любовь. Я делал спектакль про власть. Невозможно отделить любовь от насилия, давления, зависимости. В такой интерпретации пьеса перестает быть мексиканским сериалом", - рассказывает Угаров.

Если материал кажется достаточно неожиданным, то визуально "Аляска" близка к привычному стилю Театра.doc с его сценографической аскетичностью.

"По эстетике это "доковский" спектакль, предполагающий минимализм. Единственная декорация - это стена нашего театра. Мы сейчас везем спектакль в Красноярск на фестиваль ДНК (Фестиваль современной драматургии в Красноярске) и берем с собой баннер с изображением этой стены. Мне кажется, это концептуально - играть со стеной. И больше - ничего. Зрители сидят очень близко, актеры могут коснуться их коленей. То есть зрительный зал практически занимает всю сцену", - говорит режиссер.

Для актеров "Аляска" - интересный, но трудный материал, диктующий отнюдь не "доковский" способ существования.

"Игорь Стам работал как режиссер по актерам. Там трудные роли, не все артисты готовы к такой эмоциональности, и здесь Стам очень помог - он разрабатывал решения того или иного момента спектакля", - отметил Угаров.

В прошлом сезоне в Doc'е выпустили необычный вербатим "Зажги мой огонь" с очень свободной, игровой стихией, сейчас вовсю репетируют и уже показали промежуточный вариант "Акын-оперы" о жизни гастарбайтеров. И в этом смысле "Аляска", так непохожая на большинство спектаклей театра, станет еще одним шагом на пути художественного эксперимента.