Воробьиные чирикают "по-новому", чтобы быть услышанными в городском шуме
3 апреля 2012 года
Птицы семейства воробьиных в больших городах "повышают" голос и меняют песни из-за увеличения уровня техногенного шума на их гнездовой территории, сообщает интернет-портал ScienceDaily со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Animal Behaviour.
Ученые пришли к выводу, что представители воробьиных, гнездящиеся на территории Сан-Франциско, адаптируют свои песни к городскому шуму, повышая громкость пения и меняя саму мелодию, говорится в сообщении.
"Как мы повышаем голос, чтобы собеседник услышал фразу сквозь шум проезжающей машины, так и птицам приходится "кричать"... Однако изменения, которые мы подметили - это не просто те же самые песни, пропетые громче, птицам приходится менять саму мелодику позывок", - сказал автор исследования, студент университета Мэйсона (США) Дэвид Лютер (David Luther), чьи слова приведены в сообщении.
За 30 лет наблюдений орнитологи отметили обеднение птичьего языка: индивидуальные особенности замещаются наиболее отчетливыми "вариантами" песен, их мелодика становится более угрожающей и жесткой.
По словам Лютера, даже представители одного вида не поют одинаковых песен, у них существуют "диалекты", а также персональные особенности.
Свои выводы ученые сделали, изучая поведение самцов белоголовой зонотрихии (Zonotrichia leucophrys). В 1969 году, когда на территории Сан-Франциско орнитологи впервые изучали их пение, все особи были отнесены к трем "диалектам". За последующие 30 лет язык птиц обеднел, и "диалектов" стало два. При этом один из них, наиболее "отчетливый", явно доминирует, и ученые считают, что скоро все пернатые этого вида, обитающие в Сан-Франциско, перейдут на него.
Пение у птиц - самый важный способ заявить о своих правах. Самцы таким образом обозначают свою гнездовую территорию, и чужаки воспринимают это как предупреждение. Если территория занята, но песни не слышно, чужак попытается занять территорию, и между птицами может произойти драка.