Премьера спектакля "Ээва-Мария" по пьесе Пааво Ринтала состоится в Москве
25 апреля 2012 года
Премьера спектакля "Ээва-Мария" по пьесе финского писателя Пааво Ринтала состоится в Черном зале московского Центра имени Мейерхольда в среду.
"Я нашла эту пьесу летом, когда была в поисках материала и читала много разных произведений. Как-то случайно на нее наткнулась, и она сразу произвела впечатление. Она очень атмосферная, довольно странная", - рассказывает режиссер Лорета Васькова, осуществившая постановку.
"Ээва-Мария" - это пьеса финского прозаика двадцатого века Пааво Ринталы, родившегося в 1930 году, чей активный творческий период пришелся на вторую половину века.
Ринтала много писал о послевоенной Финляндии. В его романах о второй мировой войне, созданных в шестидесятые, использован обширный документальный материал. Писатель даже ездил в Ленинград, после чего вышла книга "Ленинградская симфония судьбы", во-многом написанная под впечатлением от встреч с блокадниками.
Действие пьесы "Ээва-Мария" происходит в крестьянской Финляндии начала двадцатого века. Спектакль Лореты Васьковой рассказывает о судьбе женщины, на долю которой выпали многочисленные испытания, в том числе и испытания для всей страны - революция, война.
Ээва-Мария начинает свою трудовую жизнь в качестве работницы в доме богатых хозяев, а выйдя замуж, становится матерью и уважаемой горожанкой.
Режиссер увидела в этой истории, несмотря на ее историческую конкретику, обилие бытовых деталей, тему человеческого достоинства, умения противостоять невзгодам, сохраняя человеческое достоинство и связь со своими корнями и родной почвой.
"Мне был интересен этот персонаж. Такие люди, как она, из уходящего поколения. Они жили по-другому, были сильно связаны с землей. Когда такое видишь, начинаешь пытаться переосмыслить свою жизнь, как-то соотнести. Этот человек пережил войну, революцию и все равно остался человеком. Что же нам мешает?", - размышляет Лорета.
Тем не менее, такой материал, кровно связанный с историей Финляндии первой половины века, требовал в современном спектакле соответствующего решения.
"Мне кажется, что не так важно, что действие происходит в Финляндии, что это прошлый век. Я пыталась найти в этой истории общечеловеческие моменты. Театр это всегда про человека. Несмотря на все трагические события, это светлая история, в ней простая идея - о том, что мир прекрасен", - говорит режиссер.
Выход в этой ситуации Лорета нашла в музыкальной составляющей - жанр спектакля режиссер определила как "спектакль для бас-гитары, барабанов и соло актрисы". В спектакле заняты музыканты Илья Соловов и Митя Горбас, соло актрисы исполняет выпускница Школы-студии МХАТ Наташа Демина. Актриса держит стремительный темп спектакля, проговаривая и пропевая жизнь своей героини от беззаботной девушки до матери большого семейства под ритмичный аккомпанемент.
"Я выбрала условное решение, мне не хотелось иллюстрировать исторические детали. Когда мы начали читать пьесу, я стала угадывать мелодию, слышать музыку. Язык пьесы таков, что подсказывает музыкальное решение. Как раз скандинавская атмосфера рождается не через быт, а тоже через музыку. Мы с музыкантами сами сочиняли, ребята импровизировали, искали, придумывали мелодии, звуки", - делится режиссер.
Молодой режиссер Лорета Васькова - родом из Литвы, но сейчас она учится в магистратуре Школы-студии МХАТ и Центра им. Мейерхольда. На сегодняшний день в этой магистратуре, в которой повышают свою квалификацию режиссеры из стран России, СНГ и Балтии, учится уже пятый набор - восемь студентов из Армении, Литвы, Кыргызстана, Молдовы, Украины и России.