Частные фонды предлагают изменить механизм перевода пенсионных накоплений, в ПФР против
13 апреля 2012 года

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) считает, что в России необходимо менять порядок подачи заявлений от граждан на перевод накопительной части пенсии, чтобы они имели возможность переводить накопления из одного фонда в другой не чаще одного раза в год. В Пенсионном фонде России (ПФР) убеждены, что негосударственным фондам нужно ужесточать контроль за деятельностью своих трансфер-агентов, а не ограничивать права россиян.

Пенсионными накоплениями называют средства накопительной части будущей трудовой пенсии. Сегодня пенсионные накопления активно формируются у граждан 1967 года рождения и моложе.

Пенсионные накопления инвестируются, а не лежат мертвым грузом на счетах будущих пенсионеров. По умолчанию пенсионные накопления находятся в управлении государственной управляющей компании. При этом человек может также выбрать для инвестирования своих пенсионных накоплений частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. По данным ПФР, на сегодняшний день клиентами НПФ являются 15,4 миллиона человек, или 20,7% от общей численности граждан, у которых формируются пенсионные накопления (74,5 миллиона человек).

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Пенсионный фонд России (ПФР) подвел итоги кампании 2011 года по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В отношении 1,3 миллиона заявлений о переводе пенсионных средств в частные УК или НПФ вынесены отрицательные решения. Ранее пресс-служба ведомства сообщала о том, что свои пенсионные накопления в частные УК или НПФ перевели 5,3 миллиона человек, таким образом отказы выданы почти по 20% поступивших заявлений.

Чаще всего отрицательные решения были вынесены по просьбам перевести пенсионные накопления из ПФР в НПФ - 720 тысяч отказов. Наиболее распространенной причиной для отклонения заявления является не соответствующая действительности информации об организации-страховщике, откуда должны быть переведены пенсионные накопления гражданина. К примеру, в заявлении указано, что гражданин просит перевести пенсионные накопления из ПФР, в то время как его накопления уже формируются в НПФ. Почти 200 тысяч заявлений на перевод накоплений из ПФР в НПФ поступили без договоров обязательного пенсионного страхования, который заключается между частным фондом и застрахованным лицом.

От 168 тысяч застрахованных лиц ПФР получил два и более заявления. Согласно нормам действующего законодательства, россияне в течение года могут написать несколько заявлений о выборе УК или НПФ. Пенсионный фонд принимает к рассмотрению все заявления, а положительное решение по закону может быть принято лишь в отношении последнего заявления. По всем написанным ранее заявлениям выносится отрицательное решение - в прошлом году ПФР было получено 137 тысяч повторных заявлений.

Кроме того, почти в 10,5 тысячи договоров НПФ были выявлены ошибки. Еще от 9,4 тысячи застрахованных лиц ПФР получил два заявления, которые поданы в один и тот же день.

ОРГАНИЧИТЬ ИЛИ НЕТ

В НАПФ уверены, что порядок подачи заявлений на перевод накопительной части пенсии в России должен быть изменен: нужно законодательно ограничить возможность перехода из одного фонда в другой - не чаще одного раза в год. Возможность неоднократно менять решение предоставляет широкое поле действий для мошенников, которыми нередко выступают недобросовестные агенты, уверены в Ассоциации НПФ. При этом, там отмечают, что за каждый договор трансфер-агенты получают комиссию, и это дополнительные издержки.

"По действующему закону гражданин может писать несколько заявлений, но удовлетворено будет только последнее. В 2011 году 137 тысяч заявлений оказались повторными, то есть они были не последними. Россияне редко меняют свои решения, а вот мошенники этим обстоятельством пользуются", - уверен советник президента НАПФ Олег Колобаев.

Вместе с тем, в ПФР считают, что частным пенсионным фондам необходимо разобраться со своими агентами, а не ограничивать права россиян.

"Им (НПФ) нужно внимательнее относиться к работе своих агентов, а не ограничивать людей их в правах. Те фонды, что заботятся о своем имидже, эту проблему уже давно решили", - сообщил представитель ПФР.

Вместе с тем, по его словам, ведомство готово разобраться с жалобами тех граждан, чьи накопления по итогам 2011 года не были переведены в частную УК или НПФ. Однако, отметил собеседник агентства, как показывает практика, такие жалобы в ПФР поступает крайне редко. "Люди не жалуются на отказы ПФР перевести накопления, они жалуются, когда происходит незаконный мошеннический перевод накоплений, без их ведома", - подчеркнул он. Так, в 2011 году ПФР получил более 5 тысяч письменных и 8 тысяч устных жалоб от граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в НПФ.