Марат Гельман надеется возродить диалог между церковью и современным искусством
20 марта 2012 года

Галерист и куратор Марат Гельман надеется с помощью главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина восстановить нарушившийся диалог между церковью и обществом.

Как он рассказал в среду, Чаплин предложил ему принять участие в работе центра современного искусства, который священник предполагает открыть при своем храме Святителя Николая на Трех горах в Москве. Разговор, по словам галериста, состоялся во время записи передачи Ксении Собчак "Госдеп-2" в воскресенье. Представитель РПЦ подтвердил , что такое предложение имело место.

"Мы вообще давно планировали разговор об отношениях искусства и церкви, 5 апреля устраиваем у нас в галерее посвященный этому вопросу круглый стол. Никто не заинтересован в том, чтобы конфликт вокруг акции Pussy Riot превратился в конфликт церкви и соверменного искусства. Чаплин проявил какую-то волю, и я это приветствую, ибо до этого он произносил довольно воинственные речи. Есть некоторые сомнения в искренности этих слов, но я настолько сильно хочу, чтобы диалог начался, что готов в них поверить", - сказал Гельман.

Пять девушек в масках, именующих себя группой Pussy Riot, 21 января устроили "панк-молебен" в храме Христа Спасителя - они включили звукозаписывающую аппаратуру, станцевали на амвоне, а потом выложили ролик с выступлением в Интернет. Три предполагаемые участницы акции арестованы, Таганский суд санкционировал продление их ареста до 24 апреля. В воскресенье сообщалось о сборе в ряде храмов РПЦ подписей под обращением на имя генпрокурора Юрия Чайки и прокурора Москвы Сергея Куденеева с просьбой привлечь к уголовной ответственности по 282-й статье (разжигание вражды и ненависти по религиозному признаку) всех, кто причастен к организации акции и распространению информации о ней. Руководство РПЦ, впрочем, заявило, что ни о каком сборе подписей после службы не распоряжалось, а протоиерей Чаплин выразил желание навещать и вразумлять активисток Pussy Riot в тюрьме.

Как отметил Гельман, "у современного искусства и у церкви есть общее наследие, и его можно только вместе окормлять и осваивать". "Художники очень часто обращаются к библейским сюжетам в своих работах - от этого они не становятся иконами, но остаются произведениями искусства, говорит Гельман. - Церкви не удастся запретить художнику обращаться к этим символам, поскольку внутри художественного пространства художник имеет право на любой жест. Надо выработать не общую позицию, но какой-то диалог".

В частности, возобновлению такого диалога, по его мнению, может послужить выставка Дмитрия Гутова, открывающаяся 22 марта в галерее Гельмана в Москве. Новая серия металлических объемных работ художника отталкивается от иконописных образов. Именно к проекту Гутова приурочен упомянутый куратором круглый стол. "Мы туда приглашаем и протоиерея Чаплина, и других священников, надеемся на серьезный разговор", - отметил собеседник агентства.

Со своей стороны, Всеволод Чаплин сообщил , что с его приходом начал сотрудничать клуб "АртЭриа": в настоящее время сотрудники клуба занимаются оборудованием помещений, где появится концертно-выставочное пространство. Первое мероприятие должно пройти уже 29 марта - это будет благотворительный концерт российских и зарубежных музыкантов, в ходе которого будут собираться пожертвования на лечение певицы Инны Бондарь, попавшей в автокатастрофу в прошлом декабре. В дальнейшем центр сосредоточится на арт-проектах, которые, по словам протоиерея, не будут входить в противоречие с христианскими нормами.

Это не первая попытка Русской Православной Церкви наладить диалог с деятелями современного искусства. В 2010 году в притворе храма Святой Татианы при МГУ на Моховой состоялась выставка актуального искусства "Двоесловие/диалог". Среди участников выставки были Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, Гор Чахал. Отбор экспонатов проходил при участии художественного и православного сообществ. Выставка вызвала широкий общественный резонанс. Настоятель храма святой Татианы, протоиерей Максим Козлов, заявил, что считает выставку "меморандумом о намерениях нахождения языка общения".

Проекту предшествовал бурный конфликт между церковью и современным искусством, связанный с именами бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и бывшего завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которые организовали выставку "Запретное искусство-2006". Общественная организация "Народный собор" подала на Самодурова и Ерофеева в суд. Вызвавший широкий общественный резонанс процесс длился два года. В итоге устроители выставки были приговорены по 282-й статье к штрафу за возбуждение ненависти и унижение человеческого достоинства. Деньги на выплату штрафа собрали сочувствующие граждане.

В нынешнем деле, как считает Гельман, "девушек надо отпустить, статью, по которой их будут судить, поменять на "мелкое хулиганство", которое является административным нарушением, а после этого спокйоно обсуждать акцию: она была неудачная, но критиковать ее, пока девушки в тюрьме, мы не можем - это было бы предательством".

"Вот когда их выпустят, можно извлекать урок. Надеюсь, что Патриархия не будет больше так демонстративно участвовать в предвыборной кампании, а художники не станут устраивать акций в сакральном пространстве. Они имеют право на любую, самую радикальную позицию, но оставаясь в рамках пространства художественного", - заключил галерист.