Упрощать язык следует в законах, с которыми сталкиваются простые граждане, считает депутат
6 февраля 2012 года

Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин считает, что упрощать язык нужно в тех законах, с которыми граждане сталкиваются повседневно, а те документы, которые регулируют узкоспециальные отрасли, лингвистам править не нужно.

Премьер-министр РФ, кандидат в президенты Владимир Путин предложил профессиональному сообществу филологов принять участие в работе над реформированием законотворческого языка, чтобы законы были понятны любому человеку. Как говорится в опубликованной в понедельник статье премьера, язык правотворчества надо сделать "если не благозвучным (в древнем мире законы часто писали стихами для лучшего запоминания), то хотя бы понятным для адресатов норм".

Плигин считает, что делать понятными нужно те законы, с которыми непосредственно может столкнуться обычный гражданин - это Уголовный кодекс, КоАП, закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс.

"В этих областях нужно работать над языком законодательства", - сказал депутат .

"Я полагаю, что есть области, которые касаются ответственности гражданина: в сфере уголовной, административной, в ряде случаев гражданско-правовой ответственности или касаются потребителей и взаимодействия с поставщиками услуг, или то, что происходит в области оказания государственных, муниципальных услуг - то, с чем человек сталкивается повседневно или может столкнуться в драматичной ситуации. Этот материал должен быть доступен человеку, доступен его пониманию, он должен быть прост и предметен", - сказал Плигин.

Он считает, что законы, регулирующие каждодневную жизнь человека, должны быть просты и понятны, "как достаточно простыми и предметными являются, например, правила дорожного движения".

Понятны гражданину должны быть не только его права, но и процедура их защиты, добавил парламентарий.

При этом он отметил, что современный правовой материал является крайне сложным, и одна из таких сложностей заключается в большом объеме законодательных актов.

Часть всего объема законодательства может быть доступна и понятна только профессионалам, отметил депутат. По словам Плигина, он сам как юрист не берется давать советы в некоторых областях права, в которых не является специалистом.

Есть ряд сложных сфер, где законодательство предназначено только для специалистов, например фрахтование морского судна, или правовые вопросы, связанные с проводкой судов, или норма, регулирующая отдельные отрасли промышленности, и менять язык законов в этих сферах, по мнению депутата, не нужно.