Cirque du Soleil сотворил в Кремле обыкновенное чудо с помощью новейших технологий
3 февраля 2012 года
Изюминкой нового шоу канадского Cirque du Soleil под названием Zarkana стали грандиозные декорации с многометровыми светодиодными экранами, на которых по ходу действия сменяются десятки изображений.
Московская премьера спектакля состоится в Кремлевском дворце в субботу, а предпремьерные показы прошли 31 января, 2 и 3 февраля.
Первое чудо, которое сотворил Cirque du Soleil - это отсутствие очередей при входе на территорию Кремля. Зрителям не приходится часами стоять на морозе, потому что установлены дополнительные пропускные рамки, да и недремлющие караульные быстро проверяют паспорта и билеты. Но приезжать в Кремлевский дворец все же стоит хотя бы за час до начала спектакля, чтобы успеть поучаствовать в развлекательных мероприятиях в фойе и перекусить в кафе "у Zarka".
В зал, где звучит приятная медитативная музыка, пускают за полчаса до поднятия занавеса. А за 20 минут начинается шествие Белых клоунов. Пробираясь к сцене, они дурачатся и охотно фотографируются со зрителями. В веселой компании есть полногрудая кокетка а-ля Мерилин Монро, Чокнутый ученый, сварливая женщина-птица, сентиментальная девочка с плюшевым медведем, крошка-командирша с хлыстом, Пьеро и другие забавные гротескные персонажи. Белые клоуны появляются почти во всех сценах шоу, они помогают волшебнику Зарку найти его любимую Лию.
Кстати, если заранее не знать сюжета, по ходу спектакля суть истории понять сложно. Действие происходит в заброшенном театре, куда возвращается Зарк, потерявший любимую ассистентку, а вместе с ней и магический дар. Белые клоуны помогают ему по кусочкам воссоздать представление, в котором волшебник когда-то блистал, но без Лии ничего не получается. Одинокого, несчастного мага пытаются соблазнить четыре искусительницы: Женщина с шестью руками, вьющаяся как плющ, Мандрагора, женщина-змея Кундалини и паучиха Тарантула.
Итак, занавес поднимается, и перед зрителями предстают грандиозные декорации, воссоздающие заброшенный театр. Их создал канадец Стефан Руа. Он до мелочей выдержал утонченный стиль ар-нуво и при этом использовал высокие технологии - светодиодную стену по всей ширине и высоте сцены и арку из светодиодов. Видеоряд в шоу Zarkana не просто красивый, а завораживающий. Тщательно продумано не только эстетическое, но и психологическое восприятие каждой сцены: цирковые номера сопровождаются идеально подобранной по настроению музыкой, цветовой гаммой костюмов, изображений на экране и освещения. Например, сцена с Мандрагорой, которая появляется из лепестков медальона-цветка в центре одной из четырех декоративных арок, выдержана в сиреневых и зеленых растительных тонах.
Один из самых сильных и драматичных номеров шоу - выступление эквилибриста под аккомпанемент двух роялей. Артист в белоснежном костюме демонстрирует чудеса гибкости на малахитового цвета постаменте, на фоне малахитовых изображений на светодиодной рамке и занавеса из множества белоснежных канатов. Самый опасный и напряженный момент спектакля - номер под названием "Колесо смерти" идет на фоне изображения всевозможных железных механизмов - на экране крутится множество колесиков, сверкают молнии электрических разрядов.
Совершенно "зазеркальный" эпизод, когда один из клоунов вылетает из пушки, летает на лонжах над зрительным залом, а приземлившись на сцену оказывается на другой планете. Его окружают аборигены - джовианцы в костюмах лягушачьего цвета - гимнасты, вертящиеся в номере "колесо Сира". Полное ощущение нереальности всего происходящего усиливается, когда джовианцы начинают множиться на светодиодной стене и арке.
Совсем не цирковой, но совершенно чудесный номер - предсказательница - рисовальщица. Она создает из голубого песка на стекле всевозможные сценки из шоу, которые проецируются на экран - медальон наверху первой арки. Она предугадывает, какие испытания ждут Зарка и рисует следующую соблазнительницу - Тарантулу. Декорации в эпизоде с ней опутаны канатами-паутиной. На их фоне выступают воздушные гимнасты на трапециях - одни из многих русских артистов, участвующих в этом шоу. Режиссер спектакля Франсуа Жирар в интервью признался, что именно этот цирковой номер поражает его больше всего сложностью и опасностью, а русские артисты восхищают своим мастерством.
Свежо и красиво смотрится один из самых редких в современном цирке номеров - перебрасывание флагов. А смешные и трогательные клоуны Фокус и Покус очень напоминают полунинского Асисяя. Эта парочка много раз сбивает пафос любовной драмы, напоминая, что зрители все-таки пришли в цирк, а не в оперу. Публика от души посмеялась над сценкой с электрическим стулом. А одна девушка из зала согласилась подыграть клоунам, даже после того, как они "казнили" на стуле арбуз.
Главный герой Зарк - персонаж совершенно не цирковой, а музыкальный. Он поет свои романтические арии, написанные Ником Литтлмором, учеником Элтона Джона, на вымышленном дюсолеевском языке. В конце шоу волшебник находит свою Лию, они вместе исполняют гимн любви на фоне изображения кружащихся, пульсирующих, распускающихся сотен роз и летающих белых ангелов.
Впервые шоу Zarkana показывали в прошлом году в нью-йоркском "Радио-Сити" (Radio City Hall), затем, в усеченной версии, - в Мадриде. После московских гастролей, которые завершатся 8 апреля, спектакль снова отправится в "Радио-Сити".