День памяти апостола Матфея
29 ноября 2010 года
Русская православная церковь 29 ноября чтит память святого апостола и евангелиста Матфея.
Святой апостол и евангелист Матфей, сын Алфея, именуемый также Левием, один из двенадцати апостолов, брат апостола Иакова Алфеева. Он жил в Галилейском городе Капернауме, был человеком состоятельным и до обращения ко Христу служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.
Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев также как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением.
Услышав призвание Господа "Иди за Мной", Матфей оставил свою должность и пошел за Христом. Осознав свои грехи, Матфей возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, а оставшееся свое имущество раздал нищим и вместе с другими апостолами сопровождал Христа в путешествиях по Галилее и Иудее. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12-ю апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева", был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Вознесения Его на небо.
После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но пришло время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол Матфей написал святое Евангелие - письменное свидетельство учения о Христе Иисусе, которое столько лет проповедовал устно.
Свое Евангелие апостол Матфей написал на еврейском языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, все же прочие книги Нового Завета писаны на греческом языке, тогда общеупотребительном. Но вскоре оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник утрачен. В своем Евангелии апостол хотел показать, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель.
Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедовал Евангелие во многих странах. Он обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию и закончил свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Эта страна была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
По преданию, когда апостол Матфей усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.
Когда святой апостол нес жезл к храму, он встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их и, как ему было велено, воткнул жезл около храма. Жезл сделался большим деревом, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 золотых идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана, но не повредило тела св. апостола. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось.
Фулвиан хотел уже вынести апостола из огня, но св. Матфей, совершив последнюю молитву, скончался (около 60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.
В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей.
Вскоре святой Матфей - Фулвиан отказался от власти и стал пресвитером. После смерти епископа Платона Фулвиану явился апостол Матфей и велел возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан сделался ревностным проповедником Евангелия.
Существует несколько версий связанных с местом, где покоятся мощи св. Матфея, по одной из них его мощи были привезены с Востока в Песту (Италия). В X веке их перенесли в Салерно близ Неаполя. Там они пребывают по сей день в главном алтаре кафедрального собора.
По другой версии, в VI веке останки апостола были перенесены на берега высокогорного озера Иссык-Куль, где и нашли успокоение в стенах христианского монастыря армян-несториан, который позднее ушел под воду Иссык-Куля.