Израиль получил новое правительство реформаторов и "ястребов"
19 марта 2013 года

Израильские парламентарии в понедельник утвердили новое правительство Биньямина Нетаньяху, от которого ждут масштабных внутриполитических и социальных преобразований при сохранении "ястребиных" подходов к взаимодействию с палестинцами без больших шансов на скорое урегулирование застарелого конфликта.

В поддержку 33-го кабинета за 65 лет существования Израиля высказались 68 из 120 депутатов, против - 48, четверо уклонились от волеизъявления. После голосования состоялось приведение к присяге министров, которых теперь 22 - на восемь меньше национального рекорда, установленного предыдущим правительством. Несмотря на то, что в программных документах кабинета и израильском общественном мнении преобладают темы снижения дороговизны жизни, перераспределения "бремени обязанностей" между светскими и религиозными секторами, совершенствования политической системы, Нетаньяху заявил, что для него приоритетом остается безопасность государства.

"Как премьер, я не обладаю привилегией игнорировать внешние угрозы. Работая над улучшением жизни, мы обязаны гарантировать существование жизни. Приоритетом будет обеспечение безопасности граждан", - сказал он, представляя Кнессету кабинет. Наряду с противодействием угрозам ядерного Ирана и сирийского раскола, борьбой с радикальными группировками Ливана и сектора Газа, Нетаньяху обещает "соблюдать и защищать" мирные договоры с Египтом и Иорданией, а палестинцам предлагает готовность к "историческому компромиссу" в обмен на возвращение за стол переговоров.

НОВАЯ ВЛАСТЬ

Третий за карьеру и второй подряд кабинет Нетаньяху опирается на коалицию из пяти партий, которые располагают в Кнессете большинством в 68 мандатов. Правые "Ликуд" и "Наш дом Израиль" (НДИ) еще до январских выборов объединились в блок "Ликуд Бейтену" во главе с Нетаньяху. Дебютирующая на политической арене партия светского среднего класса "Еш Атид" координирует свои действия с "Еврейским домом", который лоббирует интересы полумиллиона поселенцев и исповедует идеологию религиозного сионизма. Особняком в коалиции стоит ее самая немногочисленная и единственная левая партия "Ха-Тнуа", которая требует разморозить и довести до результативного завершения мирные переговоры с палестинцами.

Министерские назначения получили семеро соратников Нетаньяху по "Ликуду", в том числе экс-начальник Генштаба Моше Яалон, возглавивший министерство обороны. Министрами стали четверо депутатов от НДИ, а их русскоязычный лидер Авигдор Либерман сможет вернуться в кресло главы МИД в случае благоприятного для него завершения процесса по делу о злоупотреблении общественным доверием. В ожидании суда портфель отдан на сохранение Нетаньяху.

Самым весомым трофеем "Еш Атид" стало министерство финансов, которое возглавил лидер второй по численности партии Кнессета - бывший тележурналист Яир Лапид, шедший во власть с вопросом "Где деньги?" и под лозунгами борьбы с всеобщей дороговизной. Его первой задачей станет работа над двухлетним бюджетом, сложность принятия которого Нетаньяху называл основной причиной созыва досрочных выборов. Компанию Лапиду в кабинете составят четверо министров-однопартийцев. "Еврейский дом" делегирует в правительство трех представителей, в том числе своего лидера, мультимиллионера и отставного спецназовца Нафтали Беннета в качестве министра экономики и торговли.

Лидеру "Ха-Тнуа" Ципи Ливни, которая в прошлом сама пыталась создать правительство, потом возглавляла оппозицию Нетаньяху, а после выборов первой вошла в формируемую им коалицию, досталось министерство юстиции и возвращение на позицию главы израильской делегации на возможных в будущем переговорах с палестинцами. Ее однопартиец, экс-министр обороны и бывший профсоюзный вожак Амир Перец получил министерство экологии.

ЗАДАЧИ КАБИНЕТА

Впервые за многие годы вне правящей коалиции остались ультраортодоксальные партии, а новый кабинет воспринимается прежде всего как антиклерикальный. Новая власть обещает по справедливости перераспределить "бремя общественных обязанностей" - то есть сократить льготы и привилегии ультраортодоксов, которые, составляя десятую часть населения, посвящают себя изучению религиозных текстов, живут на социальные пособия, не участвуют в трудовых отношениях, избегают армейской службы, но через секторальные партии лоббируют интересы общины.

Нетаньяху, провозгласив поначалу курс на создание правительства национального единства, хотел сохранить "естественный союз" с ультраортодоксами, но не смог переубедить Лапида и Беннета, которые выступили единым фронтом в полуторамесячном коалиционном торге. Еще одной задачей правительства заявлены реформы в области госуправления, призванные повысить устойчивость правительства и снизить влияние мелких партий через удвоение электорального барьера, усложнение процедур вотума недоверия и раскола существующих парламентских фракций.

"Соглашения между Ликудом, НДИ, "Еш атид" и "Еврейским домом" открывают возможность проведения реформ в юридической и социально-экономической сферах - от повышения электорального барьера до принятия законов о призыве ультраортодоксов и включении базовых учебных дисциплин в программу их системы образования... Это позволит начать процесс интеграции ультраортодоксов в армии, на гражданской службе, на рынке труда. Новая коалиция Нетаниягу демонстрирует искреннее стремление провести необходимые внутренние изменения в государстве", - пишет старейшая израильская газета "Гаарец".

МИРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В новом правительстве сохранилось доминирование правых, а на профильные посты выдвинуты политики, открыто оспаривающие целесообразность урегулирования с палестинцами и выступающие за беспрепятственное освоение израильтянами Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима. Местные комментаторы как минимум не ждут смены курса по сравнению с прошлым премьерством Нетаньяху, когда оказался заморожен переговорный процесс, а поселенческие стройки приобрели рекордный за последние годы размах.

"Правый лагерь обладает неоспоримым большинством в коалиции, а министерства обороны, строительства, внутренних дел и экономики, отвечающие за планирование и строительство на территориях, переданы поселенцам и политикам, которые лоббируют их интересы. Состав правительства свидетельствует о том, что оно будет еще интенсивнее расширять поселения, проводя ползучую аннексию Западного берега. Такая политика сделает невозможным примирение по принципу "два государства для двух народов", приведет к усилению международной изоляции, увековечит палестино-израильский конфликт", - предупреждает "Гаарец".

Новый министр строительства Ури Ариэль из пропоселенческого "Еврейского дома" в недавнем интервью газете "Едиот Ахронот" назвал своей целью увеличение числа израильтян, живущих на Западном берегу. "Сегодня их 360 тысяч, а я хочу, чтобы было намного, намного больше... Между рекой Иордан и Средиземным морем может быть только одно государство - Израиль", - цитирует его издание.

Поселенческая деятельность в последние годы стала основным раздражителем в отношениях Израиля с мировым сообществом, в том числе с Европой и США, и воспринимается как главное препятствие для возобновления регионального диалога. Палестинцы более двух лет отказываются возвращаться за стол переговоров с Израилем без прекращения строек на оккупированном Западном берегу и в аннексированном Восточном Иерусалиме. Израиль выступает за возобновление переговоров без предварительных условий и включил тезис о заинтересованности в мирном процессе в один из первых пунктов коалиционных договоренностей.