РФ должна заняться реформой образования и дать возможность обучения в течение жизни - ВБ
20 января 2012 года
Россия в рамках новой социальной политики должна заняться реформированием системы образования и обеспечить россиянам возможность обучения в течение всей их жизни, считает директор Всемирного банка (ВБ) в России Михал Рутковски.
"Многие элементы важны для повышения производительности, но самая главная составляющая - это превращение образовательной системы или образовательного "поезда", в который человек садится только раз в жизни, в систему образования и профессиональной подготовки, которая будет поддерживать повышение квалификации в течение всей вашей жизни", - сказал он в пятницу, выступая на Гайдаровском форуме.
Кроме того, по его словам, в стране необходимо повысить адресность социальных программ для снижения бедности и повышения качества жизни.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ
Рутковски добавил, что в России достигнут один из самых высоких уровней образования, однако необходимо интернационализировать программы подготовки бакалавров и магистров и предлагать профессиональную подготовку всему работающему населению на всех уровнях, а также обучать студентов универсальным умениям и навыкам - иностранным языкам, решению проблем, работе в команде.
Он также отметил, что ввиду повсеместных демографических изменений, а также учитывая фискальное давление на систему социального обеспечения, возникает потребность в пересмотре мер социальной политики, и назревает необходимость в разработке новых мер, которые будут соотносить потребности с бюджетными ресурсами. Причем такая необходимость назрела как в России, так и во всем мире.
В перечень мер, рекомендуемых ВБ, также входит помощь безработным в трудоустройстве, поддержка нуждающихся и групп населения, находящихся в неблагоприятном социальном положении.
"(Необходимо) помогать предприятиям принимать на работу и, конечно же, увольнять работников, при этом защищая этих же работников (баланс гарантий занятости и гибкости рынка труда). Сегодня в России растет число работников, принимаемых на работу с использованием нерегулируемых или неформальных схем", - отметил Рутковски.
Он добавил, что из-за высокого уровня неформальных отношений снижается вероятность инвестиций со стороны предприятия в профессиональную подготовку, умения и навыки, которые необходимы для повышения производительности труда и внедрения новых технологий.
КРИЗИС ГЛУБОКИЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
"В России, несмотря на повышение рождаемости в последние годы, по всей вероятности, к середине века численность населения сократится на 10 миллионов человек - с 143 миллионов до 131 миллионов. В то же время к 2050 году число пожилых людей увеличится с 12% до 23%", - подчеркнул Рутковски.
Из этого следует, что, численность рабочей силы в России уменьшится, и в течение ближайших пяти лет каждый год она будет сокращаться примерно на один миллион человек.
"Соразмерно этому увеличатся пенсионные расходы. Однако в России в основе пенсионной системы лежит условно-накопительная составляющая, таким образом, если число уплачивающих пенсионные взносы лиц, занятых трудовой деятельностью, сокращается, а количество пенсионеров возрастает, то, в этом случае, размер пенсии соответствующим образом корректируется", - отметил он.
По оценкам ВБ, размер сегодняшней пенсии, который составляет примерно 40% от средней заработной платы, может снизиться примерно до 25% средней заработной платы, а разницу придется компенсировать за счет государственных средств, а это будет приводить к серьезным последствиям для бюджета.
Что касается социальной помощи, то ее значительная часть уходит на финансирование льгот, и лишь небольшая часть расходуется на адресные программы. Расходы на финансирование льгот (платежи конкретным категориям населения) составляют 2,3% ВВП, или 90% всего объема социальной помощи.
"Как правило, льготы не доходят до бедных, и, следовательно, мало способствуют сокращению уровня бедности. Доля адресной социальной помощи в ВВП составляет не более 0,2%", - сказал Рутковски.
По его словам, в России существует немало возможностей для расширения составляющей программы социальной помощи, предусматривающей проверку нуждаемости, на основе постепенной замены льгот адресными программами и повышения адресности программ,