Cirque du Soleil не привез в Кремль Гару, но готовится поразить высокотехничным шоу
28 января 2012 года

До московской премьеры нового, самого грандиозного шоу Zarkana канадского Cirque du Soleil осталось два дня, и репетиции на сцене Кремлевского дворца идут практически нон-стоп. Артисты оттачивают трюки и поют арии уже в костюмах, учатся правильно наносить грим, вживаются в образы своих персонажей.

понаблюдало за тренировками, заглянуло в самую дюсолеевскую часть закулисья, выяснило, какие ряды в зале самые хорошие, почему знаменитый Гару не приехал в Россию и кто вместо него сыграет главную роль, поинтересовалось, не мешают ли заморским артистам кремлевские призраки и январские холода.

Премьера Zarkana состоится 4 февраля, но 31 января, 2 и 3 февраля спектакль уже пообкатывают на зрителях. До Москвы шоу показывали в нью-йоркском "Радио-Сити" (Radio City Hall) и, в усеченной версии, - в Мадриде. Сюжет построен вокруг истории волшебника Зарка, который возвращается в заброшенный театр, где некогда имел большой успех. Друзья мага - Белые Клоуны, прятавшиеся в ветхих декорациях, - приходят ему на помощь и пытаются по кусочкам воссоздать представление. Но ничего не получается: Зарк лишился магических сил, когда исчезла красавица-ассистентка Лия, любовь всей его жизни. Волшебник ищет Лию, а его пытаются соблазнить четыре искусительницы: Женщина в Банке с шестью руками, льнущая, как плющ, Мандрагора, женщина-змея Кундалини и паучиха Тарантула. Музыку к спектаклю написал ученик Элтона Джона Ник Литтлмор (Nick Littlemore).

Экскурсия для по закулисью Кремлевского дворца, который на целых три месяца оккупировал Cirque du Soleil, началась с зоны отдыха под названием "гринрум", где артисты ждут своего выхода на сцену. Здесь можно немного расслабиться на мягких диванах, не забывая поглядывать на экраны, где транслируется шоу, чтобы не пропустить свой следующий выход.

Буквально несколько шагов, и вы оказываетесь на сцене со множеством потайных люков и сложным рисунком на полу. Грандиозные декорации в стиле ар-нуво, которые создал канадец Стефан Руа (Stephane Roy), воспроизводят заброшенный театр. Они и без действа выглядят таинственно и волшебно. Главная деталь - четыре арки, которые создают удивительное ощущение глубины пространства. Кажется, что за сценой целый мир, как за холстом в каморке папы Карло.

В центре первой арки - медальон, который в определенный момент раскрывается как лепестки цветка, и оттуда появляются искусительницы. Вторая арка - это огромный, стилизованный под ар-нуво видеоэкран, состоящий из 2 миллионов пикселей. На нем по сюжету спектакля появятся изображения змей. На сцене установлены инфракрасные датчики, с помощью которых змеи улавливают движения артистов и начинают двигаться в такт им. Справа расположена площадка для оркестра - это часть декорации в виде бронзовой головы орла. Даже звукодинамики по бокам сцены задекорированы так, что органично вписываются в общую картину.

На сцене в плаще с рисунком из красных роз, в цилиндре и с тростью распевается исполнитель главной роли волшебника Зарка. Вместо знаменитого Гару московская публика увидит в этом образе Пола Биссона, который уже приезжал в Россию со спектаклем Corteo в 2010 году.

"Дело в том, что Гару предложили поучаствовать во французском музыкальном проекте в качестве наставника - это новый виток в его карьере, возможность уже поделиться своим опытом. Поэтому он согласился и не смог приехать в Москву", - объяснила представительница цирка непредвиденную замену.

Но в Cirque du Soleil на Гару не в обиде, ведь главное свое предназначение - создание образа Зарка он выполнил. И зрителям не стоит расстраиваться - у Биссона очень сильный голос, с приятной хрипотцой, как у Гару.

В остальном же москвичи увидят абсолютно такую же постановку, какую видели летом прошлого года ньюйоркцы. Только в Нью-Йорке спектакль шел на английском языке, а в Москве артисты будут петь и говорить на знаменитом выдуманном языке Cirque du Soleil - очень мелодичном, напоминающим сразу все наречия мира.

Исполнительницу главной роли - возлюбленной Зарка Лии зовут Кассиопея. Это творческий псевдоним, но так к ней обращаются и в жизни, за кулисами. До Zarkana она пела в более чем 20 мюзиклах. Кассиопея играет и трех искусительниц, а четвертую озвучивает.

Только что отрепетировал свой номер канатоходец из Америки Луис Акоста. Он уже четыре года в "цирке Солнца" - до этого шоу работал в Zed в Японии. Луис очень харизматичный и улыбчивый.

"Номер, в котором я участвую, символизирует опасность. В нем вы увидите огонь, змей. Я персонаж из волшебного мира, полного соблазнов, в который попадает Зарк", - рассказал Акоста.

Он поеживается. За кулисами довольно комфортно, но русский мороз лютует, и с непривычки заморским артистам все равно зябко.

"Холодно у вас, но тренировкам это не мешает. А вообще я очень давно хотел приехать в Москву, много раз видел ее на картинках. Ваш город с богатой историей. Уверен, что летом здесь просто замечательно. Я пока не много успел увидеть - очень плотный график репетиций. Но уже погулял по Красной площади, по территории Кремля. Как только появится время, изучу Москву как следует. Еще - очень странно ощущать, что российский президент сидит буквально за стеной", - признался артист.

Луис, как и многие дюсолеевцы, пытается освоить сложный русский. У него забавно, но к месту, получается выговаривать слово "чуть-чуть".

"Языковой барьер - пожалуй, единственная сложность работы на этой площадке. Очень много людей, которые нам помогают, говорят только по-русски, и нужно все время переводить. Еще одна сложность - здесь очень много сотрудников безопасности", - поделилась артистический директор шоу Анн-Мари Корбель, второй по значимости человек для постановки. Именно ей канадский режиссер Франсуа Жирар (Francois Girard) доверил пестовать и доводить до ума придуманный и созданным им спектакль. Корбель уже 18 лет работает в канадском коллективе. В 1993 году она открывала шоу Mister в Лас-Вегасе, работала на стационарном шоу Zed в Японии, затем над спектаклем Anuba.

После премьеры Анн-Мари будет продолжать "работать над ошибками" с актерами, оттачивать и совершенствовать постановку.

Жирар, с которым беседовало осенью, сказал, что буквально чувствует присутствие призраков Кремля - место-то историческое, чего тут только не было за сотни лет. Анн-Мари оказалась особой не столь восприимчивой.

"Никаких привидений я не чувствую, а вот стресс и давление ощущаю. Еще и потому, что в труппе достаточно много русских артистов, которые на своей родине хотят выступить еще лучше, чем вообще возможно", - призналась она.

Корбель уверена, что Zarkana поразит российскую публику техническим и технологическим совершенством.

"Я знаю, что в России свои богатые цирковые традиции. Но мне кажется, что нам все же удастся поразить российскую публику - мы удивим вас технической стороной шоу, его масштабом. К тому же, как и в других шоу Cirque du Soleil, в Zarkana много театральности. И это сочетание технических решений, которые позволяют нам делать удивительные номера в воздухе на сцене, и драматичности удивит российских зрителей", - считает она.

Анн-Мари отметила, что по гигантскому масштабу и зрелищности Zarkana не уступает знаменитым на весь мир стационарным шоу "цирка Солнца", но при этом может гастролировать.

"И каждый раз это дается невероятно сложно. Во-первых, многое нужно привезти (в Москву приехало 60 тонн оборудования и реквизита), во-вторых, привыкнуть к новой площадке со всеми ее техническими тонкостями и сложностями. Например, в Лас-Вегасе у нас были большие помещения для тренировок, а здесь для тренажеров и упражнений совсем немного места", - рассказала Корбель.

Во время репетиций она сидит за режиссерским пультом, который расположен между 20 и 21 рядами. Эти ряды сами дюсолеевцы считают самыми хорошими - не далеко и не близко, вся сцена в поле зрения. Но и купившим билеты поближе не стоит расстраиваться, потому что они смогут разглядеть потрясающие костюмы и грим артистов.

Костюмерная, как говорят в цирке, самое дюсолеешное место в закулисье Кремлевского дворца. Тут, помимо развешанных костюмов, стоят ящички с причудливыми париками и головными уборами. Артисты Cirque du Soleil не выступают простоволосыми. Головной убор обязательно придумывается модельером вместе с одеждой персонажа и дополняет образ.

"Парик шьется точно по размеру головы артиста. Мерки снимаются так - на голову наносится гипсовая смесь, затвердевает, ее снимаю, и получается слепок. Есть и более современный способ - артист стоит прямо, вокруг него ходит человек с камерой и делает более 100 снимков - таким образом, получается цифровая картинка головы. Ее заносят в компьютер", - рассказал костюмер.

Он как раз чинил платье главной героини Лии. Оно все сделано как бы из красных лепестков роз, причем, каждый вручную пришивается к основе костюма телесного цвета. Вообще роза, символ любви - главный визуальный элемент шоу. Костюмеру помогают добровольные помощники - кто-то приводит в порядок парики, кто-то красит башмаки, а некоторые альтруисты остаются после спектакля и часа четыре стирают костюмы.

Несколько полок шкафчика отведены под баночки с разноцветными красками для обуви. Каких оттенков тут только нет, и каждая баночка подписана именем персонажа, для которого предназначаются башмаки такого цвета.

В гримерках артисты тренируются наносить макияж - каждый сам, без помощи визажиста, по специальному альбому с фотографией и пошаговой инструкцией: какая краска, какой кисточкой, в какой последовательности.

После московских гастролей, которые завершатся 8 апреля, артистов шоу Zarkana отпустят на короткие каникулы. А затем спектакль снова отправится в Нью-Йорк, в Radio City Hall.

Cirque du Soleil был основан в 1984 году Ги Лалиберте и базируется в Монреале. Компания насчитывает более 5 тысяч человек, работающих в разных труппах, что позволяет одновременно выступать в нескольких городах. В спектаклях Cirque du Soleil никогда не задействовались животные. Российской публике уже были представлены три шоу знаменитой канадской компании - Varekai (в 2009 году), Corteo (в 2010 году) и Saltimbanco (в 2011 году).