Самцы и самки воронов общаются языком жестов
29 ноября 2011 года
Обычные черные вороны общаются друг с другом не только с помощью карканья и других звуковых сигналов, но и посредством языка жестов, что роднит этих птиц с человеком и ставит на один уровень развития с самыми "общительными" обезьянами - карликовыми шимпанзе, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
Дети, до тех пор, пока они не приобретают дар речи, используют набор из нескольких жестов для общения с другими людьми или для указания на интересующий их предмет или персону. Подобное поведение характерно для карликовых шимпанзе и не встречается среди других видов млекопитающих и птиц.
Симоне Пика (Simone Pika) из Института орнитологии Общества Макса Планка в городе Зеевизен (Германия) и Томас Бугньяр (Thomas Bugnyar) из Венского университета (Австрия) обнаружили схожие навыки у взрослых воронов (Corvus corax).
Многие орнитологи и простые любители считают воронов одними из самых умных птиц. Эти пернатые хорошо приспосабливаются к новым условиям и питаются практически любым кормом - падалью, насекомыми, мелкими грызунами и останками пищи на городских свалках. Некоторые виды, в частности, новокаледонский ворон, умеют не только применять, но и изготавливать орудия труда.
Пика и Бугньяр изучали повадки воронов, наблюдая за колонией из семи пар диких птиц, населяющих леса альпийских гор неподалеку от деревни Грюнау в центральной части Австрии.
Ученые поймали несколько особей и пометили их. После этого они снимали их поведение на цифровую видеокамеру в течение нескольких месяцев и анализировали общение птиц внутри пар, а также "случайные встречи" со знакомыми им воронами.
За два месяца наблюдений биологи зафиксировали и изучили 38 встреч и бесед между двумя или тремя птицами. В 25 из них один из воронов демонстрировал необычную находку - кусочек дерева, камня или мха - друзьям и подругам, а в других десяти случаях птица пыталась "подарить" ее своим собеседникам.
Как полагают ученые, такое поведение птицы сложно объяснить при помощи врожденных инстинктов или других форм неосознанных действий. Инициатор "дискуссии" всегда выполнял ритуал приглашения к диалогу - склонял голову - и замирал на месте до тех пор, пока его собеседники не принимали или не отвергали предложение.
В первом случае участники диалога поворачивались в сторону инициативной птицы и смотрели на нее или на предмет, который она предлагала обсудить. При отказе остальные вороны отворачивались от инициатора или агрессивно реагировали на его предложения.
По оценкам орнитологов, в обществе воронов господствует дух конструктивного диалога: за продолжение "дискуссии" птицы выступили в 77% случаев, а игнорировали или вели себя агрессивно только в ходе 23% бесед.
Ученые предполагают, что такой обмен мнениями помогает воронам укреплять отношения и проверять надежность своего спутника или спутницы, так как большинство подобных диалогов происходило при встрече семейных пар птиц.
Как считают исследователи, вороны оказались более способны к невербальному общению по сравнению с шимпанзе и другими приматами. Птицы умеют свободно указывать на произвольный предмет и осознанно реагируют на знаки своего партнера по диалогу, тогда как жесты обезьян направлены только на действия или тела их собеседников.