Репетиция "Спящей красавицы" прошла в Большом театре при полном параде
17 ноября 2011 года
Репетиция первой балетной премьеры "Спящая красавица" в редакции Юрия Григоровича на обновленной исторической сцене Большого театра прошла в среду без оркестра, но с роялем и при полном параде.
Знаменитый балет "Спящая красавица" - творение Петра Чайковского и Мариуса Петипа уже около 550 раз прошел на сцене Большого театра со времени первой московской постановки, которая состоялась в 1899 году. Было осуществлено шесть версий в Большом, две из них в 1963 и 1973 году в редакции выдающегося хореографа Юрия Григоровича, который стал создателем и седьмой нынешней редакции.
Балет "Спящая красавица" сегодня - плод сотворчества российских исполнителей, балетмейстера и дирижера, американского танцовщика - впервые партию принца в спектакле танцует американец Дэвид Холлберг, недавно приглашенный в труппу театра, - а также знаменитого итальянского сценографа Эцио Фриджерио, работавшего с Джорджо Стрелером, Роланом Пети, Рудольфом Нуриевым. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский, которому, по его собственным словам, интересно и приятно участвовать в спектакле, где "музыка стоит наравне с самыми серьезными и глубокими симфоническими произведениями Чайковского".
На премьерных спектаклях "Спящей красавицы", которые пройдут 18 и 20 ноября, в главных партиях выступят прима-балерина Большого театра Светлана Захарова и Холлберг.
На вопрос, будет ли участвовать в постановке солист Большого Николай Цискаридзе, худрук балета ГАБТ Сергей Филин ответил журналистам, что он и Мария Александрова станцуют четвертый спектакль.
Юрий Григорович на генеральной репетиции заявил, что все артисты подготовлены, несмотря на то, что сцена и новое сложное оборудование создают немало проблем.
Занавес открывает зрителям роскошный дворец и сад "короля солнца", как называли Людовика XIV. Декорации и костюмы сделаны в традициях XVI века, по эскизам итальянского художника Франки Скуарчапино, доработанным российскими художниками. Танцовщики наденут причудливые прически из локонов и мелких кудряшек, чаще используемые оперными артистами. Нынешний спектакль, как говорят гримеры-пастижеры, станет рекордсменом по количеству париков.
Зрители на репетиции отметили безупречную работу кордебалета и совсем юных танцовщиков - учеников первых классов хореографической академии, которых хвалил во время репетиции и сам Григорович. Из дуэта премьеров Большого Холлберга и Захаровой выступила только прима, которая сама, по словам Филина, выбрала партнером из шести солистов, исполняющих партию Принца, американского танцовщика.
"Все, кто увидел нас вместе, сказали, что мы очень подходим друг другу. Мы два профессионала и понимаем друг друга с полуслова", - сказала Захарова.
Холлберг подтвердил эти слова, отметив, что балет - это язык жестов, движений, поэтому ему с партнершей легко общаться.
"Для меня большая честь быть в труппе Большого и участвовать в этой премьере. Конечно, я привношу свой собственный опыт, но стараюсь впитывать все лучшее, что есть в Большом театре. Я учусь здесь всему - школе, традициям. Для меня классический балет - это краеугольный камень. А в образе принца я чувствую себя естественно и вообще очень люблю танцевать принцев", - признался Холлберг.
В свою очередь, Захарова добавила, что много танцевала с Андреем Уваровым, который был ее постоянным партнером, но он закончил свою карьеру в ГАБТ.
"Я много танцевала Аврору в разных театрах, и, что касается моей партии и партии принца, в нынешнем спектакле для нас ничего не меняется - только костюмы и декорации. А помогает гениальная музыка Чайковского, которая выделяет разные состояния Авроры", - отметила Захарова.
Председатель исполнительного комитета попечительского совета ГАБТ Александр Будберг в свою очередь рассказал, что банк ВТБ всегда оказывал помощь Большому.
"Репутация этого театра складывалась столетиями, и ничто не может ей помешать. Большой будет жить всегда. Наш банк всегда выбирает одну постановку, которую мы спонсируем, по нашему вкусу, но Григорович - всемирно известная величина, и это гарантия высочайшего качества спектакля. И следующий спектакль, который мы будем поддерживать, тоже поставил он - это "Иван Грозный", - пояснил Будберг.
Балетные критики называют "Спящую красавицу", в которой представлены самые разные хореографические средства, "энциклопедией классического танца". Яркий праздничный балет соединяет хореографию Петипа, музыки Чайковского, сюжет Шарля Перро, увлекающий и детей, и взрослых. "Спящая красавица" была одним из первых русских балетов, поставленных на зарубежной сцене: Дягилев со своей труппой "Русский балет" показал в Лондоне третий акт, назвав его "Свадьба Авроры". В роли "красавицы" выступали великие балерины: Ольга Спесивцева, Екатерина Гельцер, которая готовила эту партию с Петипа.