Постановку мастер-класса Антона Адасинского показали на конкурсе "Текстура Олимп" в Сочи
29 ноября 2011 года

Постановку хореографа Антона Адасинского, которую он подготовил вместе с актерами со всей России за три семичасовых мастер-класса, показали в рамках театрального конкурса "Текстура Олимп" в понедельник в Сочи.

На мастер-класс режиссера и основателя авангардного пластического театра DEREVO Адасинского участники записывались задолго до их начала - желающие со всей России присылали свои анкеты, после чего организаторы отобрали чуть больше двадцати человек, среди которых жители Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Ростова-на-Дону, Новгорода. Очевидно, это стоило того - на своих мастер-классах Адасинский учит не столько актерскому мастерству, сколько умению проживать особенную жизнь на сцене, раскрывать и владеть своим телом, управлять эмоциями, состояниями и погружаться в них по своему желанию.

ФИЛОСОФСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Мастер-класс проходил три дня и по форме напоминал интенсивный тренинг, где показан основной принцип театра DEREVO. Каждый день в течение семи часов Адасинский делился с профессиональными актерами и любителями секретами работы с телом, голосом, наблюдал за выполнением самых разных упражнений, сложных не только физически, но и эмоционально. После недолгой разминки группа создавала "образ гречневой каши", рассказывала "серым голосом" биографии несуществующих людей, участники мастер-класса падали и вставали, били друг друга ногами, хотя и несильно, кричали и пели на одной ноте. Часть упражнений, которые легли в основу финальной постановки, группа выполняла под музыку, которую Адасинский на ходу создавал при помощи фортепиано, барабанов и других музыкальных инструментов.

Мастер-классы Адасинского оказались также концептуальными и философичными. Например, на одном из упражнений, участники тренинга учились испытывать одновременно два радикальных состояния. Удар барабана - и сжавшиеся на полу ученики плакали, другой - смеялись, а потом, когда ритм был настолько быстрым, что на переключение состояний не хватало времени, по задумке, группа должна была испытывать сразу два состояния - радости и страдания. "Это двойная эмоция. Не радость, не горе, но и не нулевая в то же время. Главное, что вы ничего не оцениваете. Смотрите на все сразу с двойной эмоцией", - говорил артист во время мастер-класса, отметив, что эмоции должны возникать спонтанно и по собственному желанию.

Другое упражнение демонстрировало природу человеческих отношений - участники семинара, быстро перемещаясь по комнате, сталкивались друг с другом, контактировали, разбегались, встречали новых людей. "Это момент любви раз и навсегда. Сегодня 28 ноября и такого дня больше не будет. А теперь любовь должна быть короче, танцы и встречи тоже должны быть короче, быстрее", - направлял учеников Адасинский. Некоторые парные или одиночные импровизации участников уже во время занятий выглядели самостоятельными перформансами, а финальный показ, объединивший результат всех трех дней мастер-класса, и, по словам Адасинского, не имеющий сценарной основы, стал полноценным художественным высказыванием.

РЕЗУЛЬТАТ ТРЕХ ДНЕЙ

"Вы сегодня хорошо работаете, значит, вечером провалимся", - пошутил во время занятий артист. Но провала не произошло - наоборот, на выступление зрители, собравшиеся вечером в фойе сочинского "Зимнего театра", отреагировали громкими аплодисментами.

"Это очень смелое занятие со стороны ребят, не все, кто принимал участие в мастер-классе, танцуют или появляются на сцене. Они с большой радостью выполняли все упражнения, и вы увидите результат, трех по-настоящему рабочих дней", - сказал Адасинский перед началом показа.

Классической сцене артисты, прошедшие мастер-класс Адасинского, предпочли освещенное приглушенным зеленым светом просторное фойе "Зимнего театра", куда в буквальном смысле выкатились по двум большим лестницам, ведущим на третий этаж театра.

Выступление, построенное целиком на пластике и эмоциях группы и без единого слова, состояло из готовых, тщательно отточенных и полностью импровизационных упражнений, так что, как рассказала одна из участниц мастер-класса, всю постановку можно было назвать импровизационным спектаклем.

"Задачей ребят было сделать из простого упражнения, объяснимого словами, атмосферную работу, которую люди начинают видеть совершенно по-другому. Когда упражнение делается искренне и с наполнением, то начинаешь видеть совершенно другие дела, любое упражнение можно сделать и как танец, и как кусок спектакля", - рассказал после постановки Адасинский.

Во время показа, артисты, с забеленными лицами, в белых рубашках и темных штанах падали и вставали, встречались друг с другом и вновь расставались, замирали на мгновение и разбегались в разные стороны и даже танцевали на трех гробах, которые артисты катали по всему фойе.

По словам Адасинского, гробы - символы ухода из жизни и на контрасте с молодой энергией придавали постановке дополнительную контрастность.

"Двадцать пять девушек и мальчиков, молодая энергия, и такой узнаваемый, кондовый символ смерти как гроб рядом - это дает еще один пласт восприятия любого спектакля. Если их убрать - будут те же упражнения, но по-другому. Для всех гробы означают просто смерть, но на самом деле с ней приходит музыка, ощущение жизни", - считает артист.

На фестивале "Текстура Олимп" Адасинский не только провел мастер-классы, продемонстрировал их результат, но главное, показал на театральном конкурсе спектакль "Мефисто Вальс", который в случае попадания в тройку лауреатов, будет показан на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. Идея постановки, в которой актеры общаются со зрителями без слов, но с помощью завораживающего языка пластичных "говорящих" тел, родилась во время съемок фильма Александра Сокурова "Фауст", получившего "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале.

Театр DEREVO - один из самых успешных и знаменитых в Европе, на его счету престижные премии Эдинбургского фестиваля, Берлинской академии искусства, а также фестиваля "Золотая маска". Сам Адасинский, основавший свой пластический театр в Петербурге, в девяностых эмигрировал в Европу, проживает в Дрездене.