Половина слов-номинантов на "Самое популярное слово" в Японии связаны с землетрясением
14 ноября 2011 года
Более половины слов-номинантов на ежегодную премию "Самое популярное и новое слово" в Японии в этом году имеют отношение к землетрясению и цунами 11 марта, а также к аварии на АЭС "Фукусима-1", передает корреспондент .
Список слов-номинантов обнародовала компания-учредитель премии - издательство учебной литературы и материалов для заочного обучения U-can, которое считается одним из крупнейших в Японии в своей области.
На получение премии претендуют 60 слов и оборотов речи. Из них 33 связаны по смыслу и времени с землетрясением и цунами 11 марта или с последовавшей за ними аварией на АЭС "Фукусима-1".
Некоторые из номинированных слов до 11 марта существовали лишь в обиходе ученых. Другие были образованы из компонования элементов нескольких слов в одно для более удобного употребления при частом использовании. Так например, длинное "экономия электроэнергии", по-японски состоящее из четырех иероглифов, было сокращено до двух и из словосочетания превратилось в емкое слово.
В качестве слов и выражений, получивших наибольшее распространение в этом году, на премию выдвинуты: "плановое отключение электричества", "Не сдавайся, Япония!", "зиверты", "временное посещение зоны отчуждения", "дезактивация", "непредусмотренная научными расчетами (сила стихии)", "освобождение от АЭС", "пост-стихийный", "энергоблок", "возрождение после стихии", "уровень радиации", "расплавление ядерного топлива", "горячая точка", "обломки и мусор, появившиеся после цунами".
Многие из них, как сейчас в русском языке, до стихийного бедствия были словосочетаниями, но при частом употреблении произошла своеобразная "огранка" слова: логика развития языка удалила "балласт" второстепенных по смыслу иероглифов, оставив только смысловое ядро и скомпоновав его в новое слово. Номинантом стала даже сама дата "3.11" - "три один один", все чаще появляющаяся в японских СМИ наравне с гораздо более длинным "Великое землетрясение Восточной Японии".
Конкурс наиболее распространившихся слов и словосочетаний года проводится с 1984 года. Конкурс считается одним из самых престижных и знаковых. Японские СМИ неизменно уделяют ему большое внимание, так как считается, что его номинанты - самые модные выражения года - точно отражают изменения и тенденции японского общества и общественного сознания.
Победителя премии объявят 1 декабря.