Художественная критика современного искусства станет темой форума в Санкт-Петербурге
25 ноября 2011 года
Художественная критика в мире современного искусства стала темой Первого международного форума "Искусство и реальность", который пройдет с пятницы по воскресенье в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге, рассказали в пресс-службе форума, организатором которого выступил Фонд Петра Кончаловского.
"Цель такого мероприятия - собрать людей, которым не безразлична судьба изобразительного искусства, и попытка разобраться в причинах кризиса, я бы сказал, упадка европейского, и, в частности, российского изобразительного искусства ", - приводит слова режиссера Андрея Кончаловского, члена Наблюдательного совета форума, пресс-служба.
Основными проблемами для дискуссии о взаимосвязи СМИ и искусства станут роль критика как в современном художественном процессe, так и в процессе формировании рынка, а также новые методы художественной критики и вопросы образования будущих арт-критиков. Помимо отношений между художником, куратором, критиком и зрителем речь также пойдет о проблемах терминологии современной художественной критике.
"Программа состоит из основной и параллельной серии событий и включает в себя доклады, выставку, питчинги проектов и время для неформального общения участников", - рассказали в пресс-службе.
С докладами на форуме выступят президент ассоциации арт-критиков AICA USA Марек Бартелик, куратор отдела современного искусства Tate Modern Николас Калинен, программный директор Музея Виктории и Альберта Дэмиэн Витмор, куратор Королевской академии искусств, Лондон Анн Дюма, главный хранитель дирекции музеев Франции Дэни Кутань, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, художник и и писатель Максим Кантор, кинорежиссер Андрей Кончаловский и многие другие.
"Некоторые доклады предполагают разговор о роли критика сегодня, а некоторые - например, выступление Андре Домбровски, профессора Пенсильванского университета - осветят более глубокие исторические аспекты взаимоотношений критики и искусства. Основной прицел на сегодняшний день в освещении темы нам помогут держать ведущие специалисты современности", - пояснили в пресс-службе.
Организаторы подчеркивают, что форум будет в полном объеме транслироваться интернете на русском и английском языках, что позволит любому желающему принять участие в обсуждении.
Также в рамках форума будет учреждена специальная премия фонда Петра Кончаловского. В этом году она будет вручаться в четырех номинациях, связанных с заявленной темой форума: за лучшую публикацию о современном искусстве в СМИ, за лучшую монографию или сборник статей, за интернет-блог и лучшую выпускную работу студента вуза.
Призеров определят на основании голосования профессионального жюри и участников форума, а также при помощи интернет-голосования. На данный момент среди монографий лидируют "Близкое чтение" Александра Боровского и "История российского видеоарта" Джеузы Антонио. Из арт-критиков наибольшие шансы на победу у Константина Агуновича, а из интернет-изданий - у Openspace.ru.
Победителей премии объявят 27 ноября, после окончательного подведения итогов. Приз будет представлять собой механизм, имитирующий мольберт, на котором Петр Кончаловский смешивал краски.
Предполагается, что каждый год форум будет менять свою основную тему, которую "определят ведущие мировые эксперты, участвующие в работе программного комитета форума, основываясь на наиболее острых вопросах - общих для реалий разных стран и для арт-процесса в целом", отметили в пресс-службе. Также организаторы отметили, что Петербург не обязательно станет постоянной резиденцией для форума: возможно, в дальнейшем он будет проходить в других городах России.