"Завтра" начинается в Москве во вторник
18 октября 2011 года

Неделя артхаусного кино начинается в Москве со вторника: в кинотеатрах "Ролан", "5 звезд на Новокузнецкой" и "Пионер" с 18 по 23 октября пройдет фестиваль "Завтра/2morrow", а в "35 мм" с 22 по 25 октября покажут программы фестиваля "2-in-1".

Оба фестиваля в этом году работают в условиях достаточно ограниченных бюджетов, однако программный директор 2morrow Антон Мазуров нашел остроумный выход из ситуации, объявив о намерении сосредоточиться на малобюджетных и совсем безбюджетных картинах, "чтобы показать тем, у кого есть идеи и внутреннее переживание, что снимать можно, не встраиваясь в громоздкую, постоянно утяжеляющуюся систему кинематографии".

Вдобавок, решено было отказаться от затрат на жюри: победителя определит зрительское голосование, а приз сложится из общих сборов фестиваля, которые Мазуров, исходя из опыта прошлых лет, оценивает в 15-30 тысяч евро. Впрочем, в какой-то форме судейская коллегия все же сохранится: "Завтра/2morrow", как и в прошлом году, собирает жюри молодых критиков (Борис Нелепо, Ольга Страховская, Василий Миловидов, Антон Сазонов, Станислав Битюцкий, Александра Айдынян). Они выберут лучший фильм из любой программы, а не только из основного конкурса, состоящего из восьми с половиной фильмов - то есть из восьми полнометражных картин и одной короткометражки.

Короткометражка - это получасовой монолог жителя рязанской деревушки, который ищет кошку в сгоревшей во время прошлогодних лесных пожаров деревне. Режиссер Елена Демидова записала эту речь на камеру и назвала "Леша".

В числе восьми полнометражных конкурсантов оказались хиты нескольких международных фестивалей. В частности, исповедальный фильм Ким Ки Дука "Ариран" (Arirang) получил в этом году главный приз каннского "Особого взгляда", а "Это не фильм" (In film nist) иранца Джафара Панахи, также показанный в Канне, привлек к себе внимание не только в силу чисто кинематографических (пусть и незаурядных) достоинств, но и по причинам политического свойства: режиссер выступал против режима и был осужден на шесть лет заключения и двадцатилетний запрет на профессию, несмотря на громогласные протесты международного кинематографического, дипломатического и арт-сообщества; накануне открытия московского фестиваля тегеранский апелляционный суд постановил оставить этот вердикт в силе.

"Крулич" (Crulic) - очень изобретательно сделанная документальная анимация начинающей румынки Анки Дамиан (Anca Damian), впервые показанная в Локарно, - тоже имеет политический подтекст: это история румынского коммерсанта Клаудиу Крулича, посаженного в польскую тюрьму за преступление, которого он не совершал, объявившего забастовку и так и умершего неоправданным. Из Локарно попало в Москву и "Затоптанное солнце" (The Sun Beaten Path) Сунзара Гуала (Sonthar Gyal) - снятый в Тибете и на тибетском языке фильм про сына, по трагической случайности погубившего мать по дороге на свадьбу и отправившегося в Лхасу искупать вину.

Из венецианской программы "Горизонты" почерпнут "Бирмингемский орнамент" Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана; еще один российский конкурсант - дебютный проект выпускника ВГИКа Ивана Черняева, трехчастный неигровой триптих "Тяга" про тридцатилетних неудачников.

Оставшиеся два фильма конкурсной программы - это мокьюментари (псевдодокументальные фильмы) норвежца Андре Овредала (Andre Ovredal) "Охота на троллей" (Trolljegeren) про самых настоящих троллей, которых группа начинающих кинематографистов обнаруживает, увязавшись ради съемок в лес вместе с охотником за медведями, и "Калвет" (Calvet) Доминика Аллана (Dominic Allan) - биография французского художника Жана-Марка Калвета (Jean Marc Calvet), с невероятной откровенностью вспоминающего на камеру свою бурную юность, наркоманию, проституцию, всевозможные нарушения закона и брошенного сына, которого он спустя 12 лет решил разыскать.

Ранее программный директор "Завтра/2morrow" Антон Мазуров объяснял, что у фестиваля будет единая тема - исповеди, свидетельства и дневники.

Вторым сквозным сюжетом стал "Праздник непослушания": к этой параллельной программе, включающей в себя как классику вроде "400 ударов" (Les quatrecent coups) Франсуа Трюффо, так и свежие эксперименты вроде экранизации Юрия Клавдиева "Собиратель пуль", относится и фильм открытия фестиваля - "Что-то не так с Кевином" ((We Need to Talk About Kevin) шотландки Линн Рэмзи (Lynne Ramsay), где Тильда Суинтон (Tilda Swinton) играет мать мальчика, устроившего бойню в школе.

Закрывается фестиваль "Миром Кормана" (Corman's world: exploits of a Hollywood rebel) голливудской дебютантки Алекс Стэплтон (Alex Stapleton), которую Роджер Корман, учитель Скорсезе, Де Ниро и Копполы и идеолог трэш-эстетики, неожиданно допустил до собственной персоны.

Помимо двух основных программ, предусмотрены и параллельные: музыкальные, политические, юбилейные. Музыке посвящены целых два цикла - эхо Beat Film Festival, придуманного Кириллом Сорокиным и Аленой Бочаровой, и "Фасцинация: звук", где предлагается поразмышлять над политическими коннотациями экспериментов со звукозаписью, осуществлявшихся с 1920-х по 1970-е годы. О политике речь пойдет и в подборке "Голоса улицы", где одна документальная картина посвящена революционным событиям на каирской площади Тахрир весной 2011 года, а две другие - течению жизни в России.

Юбилейная подборка будет сделана в честь 70-летия автора "Белорусского вокзала" Андрея Смирнова; кроме того, в рамках "Завтра/2morrow" пройдет московская премьера показанного в Венеции и Торонто и победившего в Рейкьявике и Варшаве "Портрета в сумерках" Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной, и мастер-класс французского актера Доминика Пинона (Dominique Pinon), игравшего у Жан-Пьера Жене, а широкой публике известного по "Амели".

Как и в прошлые годы, в рамках "Завтра/2morrow" будет работать кинорынок под названием "Проект на Завтра" (CentEast) - презентация фильмов из Восточной Европы для нескольких десятков европейских дистрибьюторов и фестивальных отборщиков. Он состоится 22 октября в кинотеатре "Пионер". Именно этой программе во многом обязаны своим успехом "Овсянки" Алексея Федорченко, "Generation P" Виктора Гинзбурга и других.