Граффити и другие направления уличного искусства обсудили на конференции в Ульяновске
21 октября 2011 года

Участники международной конференции "Личное высказывание в публичном пространстве" в пятницу обсудили в Ульяновске историю развития граффити, стрит-арт и других направлений уличного искусства.

Конференция проходит в рамках программы "Ульяновск - культурная столица Содружества" и фестиваля "Улица как музей - музей как улица". Фестиваль предполагает одновременное экспонирование произведений современного искусства на остановках общественного транспорта и в выставочных залах Ульяновска.

Участники конференции - известные современные художники, критики и теоретики. Среди участников - французский исследователь, профессор Жерар Коньо, художник, арт-критик, член редколлегии "Художественного журнала" (Москва) Дмитрий Гутов, директор Поволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор и другие.

"Может ли выход искусства на улицы действительно отвоевать в пространстве современных прагматических коммуникаций какое-то "место для жизни", возвращающее человека к самому себе? Что означает термин "личное" сегодня, в эпоху тиражирования, стандартизации и глобализации, и как можно апеллировать к "личному" в человеке? Существует ли сегодня некоммерческое искусство? Чего может добиться художник, использующий как материал язык рекламы, медиа и т.д.? Таковы некоторые проблемы, рассматриваемые на конференции", - говорится в сообщении организаторов конференции.

В Ульяновске практически нет граффити. Как сообщила директор Ульяновского музея современного изобразительного искусства Елена Сергеева, причина не в том, что это запрещено, а в отголосках советской идеологии, которая на родине Ленина распространялась с особенным усердием.

"Ульяновск - заидеологизированный город, который долго варился в своем собственном котле", - отметила Сергеева.

Эксперт в области граффити Василий Рагозин (Нижний Новгород) перечислил города, где данное направление искусства наиболее развито. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и Нижний Новгород.

"В Новосибирске не так много интересных художников, но есть много интересных работ. Красноярск также известен своими граффити. Москва, кстати, не является центром стрит-арта, хотя в Москве очень много "граффити-имен", - рассказал Рагозин.

По его словам, города не должны быть "стерильными", поэтому городским властям следует проводить умную политику в отношении уличных художников. Не закрашивать разрисованные стены, затрачивая каждый год большие средства на это, а выделить творцам часть городского пространства для самовыражения. Если все время только запрещать, то искусство граффити не будет развиваться, изображения будут неинтересными и банальными, считает Рагозин.

Ульяновцы в скором времени тоже смогут стать обладателями уникальных произведений, запечатленных на стенах и тротуарах. По словам Сергеевой, музей, который она возглавляет, выразил заинтересованность в сотрудничестве с эстонским художником Яно Бергманом, который создает свои произведения на улицах городов. Один из своих проектов художник представил на конференции.

"Мне понравились работы Яно Бергмана, я хочу, чтобы мы с ним вместе сделали проект на будущее. В проекте будет участвовать наш Ульяновский госуниверситет, может быть, известная школа современного искусства города Пярну (Эстония). Эстония и Россия - два совершенно разных менталитета, и протянуть какой-то мостик, мне кажется, было бы интересно. Хотелось бы, чтобы проект был сотворен на нашей ульяновской почве, это была бы школа для нас", - отметила Сергеева.