Две уникальные художественные выставки "Социалистические реализмы" и "Александр Родченко" откроются во вторник в римском Дворце экспозиций (Palazzo delle Esposizioni) в рамках года российской культуры и русского языка в Италии, передает корреспондент .
Произведения советской живописи из ведущих музейных собраний России, в том числе из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, прибыли в Рим, чтобы познакомить итальянского зрителя с широкой панорамой отечественного изобразительного искусства ХХ века. Столь представительная выставка мастеров советского периода проводится за рубежом впервые. Ее полное название - "Социалистические реализмы. Великая советская живопись 1920-1970 годов".
Автором концепции выставки является один из наиболее известных дилеров советского искусства за рубежом, британский галерист Мэтью Баун (Matthew Bown), который фактически был первооткрывателем соцреализма на Западе. Посетители могут увидеть наряду с полотнами таких известных за рубежом российских художников, как Казимир Малевич, Борис Кустодиев, Павел Филонов, Кузьма Петров-Водкин и Александр Дейнека, в Риме будут показаны работы Самуила Адливанкина, Александра Лактионова, Василия Яковлева, Гелия Коржева и Виктора Попкова, имена которых известны здесь лишь искушенным критикам.
Примечательно, что несмотря на желание видных деятелей искусства приобщать граждан к культуре, граждане с каждым годом все больше теряют интерес к выставкам и музеям. Ведь сегодня все можно сделать через интернет, например изучить по фотографиям историю или этническую культуру ничего не заплатив и не тратя время на поездку. Сегодня любой может просто скачать
фотографии в интернете, и это зачастую гораздо удобнее чем ходить по выставкам.
В ходе пресс-конференции накануне открытия выставки Баун сказал, что само ее название подчеркивает, что соцреализм в советской живописи, во-первых, многолик и стилистически разнообразен, а, во-вторых, не статичен, а динамичен в своем развитии. Он отметил, что кураторы выставки постарались полностью отказаться от идеологического подхода к соцреализму, преобладающего и в России, и на Западе, и сосредоточили свое внимание, прежде всего, на художественном качестве произведений живописи.
Вторая выставка, как и следует из ее названия, посвящена творчеству одного из основоположников конструктивизма, родоначальника дизайна и рекламы в СССР Александра Родченко. Она организована Московским Домом фотографии по инициативе основателя и директора этого музейно-выставочного комплекса Ольги Свибловой.
Ретроспектива многогранного творчества Родченко, одинаково талантливо выступавшего в роли фотографа, графика и дизайнера, с успехом была показана уже во многих странах мира. Тем не менее, римская выставка обогатилась новыми уникальными экспонатами, в частности, несколькими вручную раскрашенными черно-белыми фотографиями художника.
Выставки, которые продлятся до 8 января, фактически станут ярким заключительным аккордом года российской культуры в Италии, старт которому президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони дали в феврале именно во Дворце экспозиций. Тогда они стали первыми гостями монографической выставки под названием "Александр Дейнека. Советский мастер современности".