Бельгийские ученые составили 3D-модели древних захоронений на курганах Горного Алтая
12 октября 2011 года

Бельгийские археологи с помощью беспилотников в 1 килограмм весом - дронов (Microdrone md4-200) - исследовали в труднодоступной местности Горного Алтая скифские курганы, принадлежащие, вероятно правителям тех времен, и составили 3D-модели древних захоронений, сообщает англоязычный сайт LiveScience.

По данным сайта, исследовали обнаружили около 200 курганов недалеко от села Туекта, расположенных вдоль реки Урсул в Горном Алтае. Возраст находок определяется в 2,3-2,8 тысячи лет. Ученые предполагают, что эти курганы, вероятно, принадлежали скифским вождям или князьям. Раскопки некоторых захоронений позволили обнаружить артефакты, в том числе, и из золота, которые сохранились в вечной мерзлоте.

"К сожалению, в исследуемой местности большинство курганов были уничтожены, однако сохранилась цепь из пяти монументальных скифских курганов диаметром от 140 до 250 футов (42 и 76 метров)", - приводятся на сайте слова одного из исследователей Марейна Хендрикса, географа из университета Гента в Бельгии.

Для исследований в отдаленных и труднопроходимых местах археологи использовали миниатюрные беспилотные самолеты - Microdrone md4-200. Один такой аппарат весит около одного килограмма и прост в управлении. Пробным местом исследований выбрали территорию площадью примерно 300 на 100 метров, в том числе пять крупных курганов и десятки более мелких. Аппарат для более подробного изучения захоронений летал на высоте примерно 40 метров.

"В зависимости от ветра, температуры и его полезной нагрузки, максимальные полета дрона время составляет около 20 минут", - поясняют ученые.

Аппарат может делать четкие снимки и, несмотря на то, что из-за особенностей местности связь с ним несколько раз прерывалась, исследователи собрали достаточно данных с дрона для создания цифровой карты высот местности и 3D-модели кургана.

"3D-модель, которую мы создали, дает нам возможность рассчитать объем кургана. С помощью этого его точные размеры, оригинальная форма кургана может быть восстановлены", - цитирует LiveScience Хендрикса. При этом ученый подчеркивает, что относительно небольшая стоимость устройства позволяет использовать его в малобюджетных научных экспедициях.

По данным сайта, археологи начали активно использовать беспилотные летательные аппараты в последние 10 лет, в том числе в Перу, Австрии, Испании, Турции и Монголии. Составленные с помощью полученных ими данных карты помогают археологам представить общую картину места, где трудно применить аэрофотосъемку или сделать космические снимки.