Съемки "Фауста" зачастую были опасными для жизни - актер
12 сентября 2011 года
Антону Адасинскому, руководителю и актеру знаменитого театра Derevo, пришлось для роли Мефистофеля в фильме-лауреате Венецианского кинофестиваля "Фауст" Сокурова научиться говорить на высоком немецком языке, репетировать часами перед зеркалом и плавать в 15-ти килограммовом костюме.
"Фауст" - последняя часть исторической тетралогии, в ее основу положена первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, Мефистофиля-ростовщика сыграл Антон Адасинский
Как рассказал в интервью Адасинский, съемки "Фауста" Сокурова давались тяжело не только режиссеру. Например, на время работы в фильме Сокуров попросил Адасинского не заниматься репетициями для его пластического театра Derevo.
"Единственный раз, когда мы снимали сцену встречи Фауста и Мефистофеля, Александр Николаевич попросил меня: "Антон, попробуйте вложить всю свою 20-летнюю танцевальную и пластическую закалку в движение, когда вы протягиваете руку для приветствия". Я несколько часов репетировал перед зеркалом, и все равно не смог придумать, как это выразить. В результате, все получилось очень просто и хорошо", - рассказал о съемках в "Фаусте" Адасинский.
Он также поделился, что значительное количество сцен "Фауста" снималось через специальное огромное зеркало: камера фиксировала именно отражение в нем, а актеры играли, фактически обращаясь к самим себе.
По словам Адасинского, точность изображение во многом заслуга оператора Бруно Дельбоннеля, который не сразу проникнулся масштабом замысла. "Первые дни оператор Бруно Дельбоннель не садился за камеру. У него была куча помощников, а сам он расставлял свет, готовил кадр. И Сокуров переживал - это же доли секунды, это рука оператора. И вдруг Бруно как-то понял это чувство, встал за камеру и начал сам снимать. И дальше это было полное понимание и абсолютное уважение", - рассказал Адасинский.
Для его персонажа - Мефистофеля (он же ростовщик) было сшито "тело" - бесформенный мешок, имитирующий дряблое туловище полного пожилого человека. Такой костюм весил порядка 15 килограмм, и, когда в одной из сцен Мефистофель должен был окунуться в озеро, эти пластиковые накладки чуть не потянули актера сразу на дно.
Адасинский отметил, что зачастую съемки были по-настоящему опасными: съемочной группе приходилось работать и на леднике, и среди гейзеров, и около вулканов. Серьезной сложностью для российских актеров стал текст, который надо было произносить "на высоком немецком языке древнего слога".
Ранее Сокуров говорил, что его фильм является масштабным исследованием национального характера, в данном случае - немецкого. Он также замечал, что "Фауст" может быть как началом, так и концом его тетралогии, которая не линейна, а имеет форму круга.
Антон Адасинский до основания театра Derevo работал у Вячеслава Полунина в театре пантомимы. Создав пластический театр, он переехал в Дрезден, где и проживает до сих пор. Он лауреат многочисленных международных театральных премий, среди которых премия академии искусств Берлина, награда Эдинбургского фестиваля "Задворки", приз жюри 18-го Международного фестиваля современной пантомимы во Франции, Гран-при Международного фестиваль передвижных театров в Германии и многие другие.