Русский "Фауст" победил Венецианский кинофестиваль
11 сентября 2011 года

Российских лауреатов одного из самых престижных в мире кинофестивалей - венецианского - прибавилось, главный приз "Золотой лев" ушел фильму "Фауст" российского режиссера Александра Сокурова, о чем стало известно на торжественной церемонии награждения, прошедшей в субботу вечером во Дворце кино на острове Лидо.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

У фильма "Фауст" была непростая судьба. Во-первых, он стал как бы завершением исторической тетралогии Сокурова о власти и людях, в которую также входят "Молох", "Телец" и "Солнце". Во-вторых, во время съемок увеличивался бюджет, как рассказывал в интервью Сокуров, пришлось отказаться, например, от съемок в Ватикане, а на последнем этапе и вовсе средств еле-еле хватило на озвучку.

Тем не менее, усилия не пропали даром, и венецианское жюри во главе с режиссером Дарреном Аронофски покорилось "Фаусту", отдав "Золотого льва". Как сказал Аронофски - "Фауст" из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый. Сам Сокуров был взволнован и, с трудом подбирая слова, поблагодарил всех, кто помогал, а также зрителей за терпение и доверие.

В основу фильма положена первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, Мефистофиля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой.

Но, по словам Сокурова, не стоит думать, что "Фауст" - это финал, он также может быть и началом, поскольку все четыре фильма тетралогии - кольцо, по которому ходить можно до бесконечности.

В России "Фауста" увидят не раньше октября-ноября. Как говорил ранее продюсер и композитор фильма Андрей Сигле, мировая премьера состоялась в Венеции, затем будут премьерные показы в Москве и Петербурге и только потом они подумают о прокате. Хотя, как отмечал Сигле, больший интерес к картине проявляют прокатчик за рубежом, нежели в России.

СЕКС, СТАРОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ

"Серебряного льва" получил режиссер Цай Шанцзюнь, чья картина "Люди горы люди море" стала фильмом-сюрпризом фестиваля, объявленном намного позже всей программы. Но вручение этого приза вызвало неодобрительный гул в зале, так как именно на время показа фильма-сюрприза в зале произошла катастрофа - перегорела проводка. Показ был прерван и критики спустя час не спешили вернуться в зал, учитывая плотность расписания и назначенные интервью. По итогу, о фильме нечего даже сказать, кроме того, что это история о пятерых братьях, которые пытаются выследить преступника в одной из отдаленных китайских провинций. Попадание китайского режиссера в программу абсолютно не случайно - директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер известен своей любовью к восточному и, в частности, к китайскому языку. В 2006 году фильмом-сюрпризом стал "Натюрморт" (Still Life) Цзя Чжанке, в итоге получивший "Золотого льва". В этом году Цзя Чжанке возглавляет жюри параллельного конкурса "Горизонты".

Еще один приз фестиваля ушел в Китай, а именно "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль актрисе Дине Йип - она сыграла в фильме "Простая жизнь" (Tao jie, или A Simple Life) режиссера Энн Хуэй (Ann Hui) домработницу, 62 года прослужившую в семье гонконгского продюсера - реально существовавшего человека. Режиссер Хуэй, помимо неприлично звучащей на русском фамилии, известна как представительница гонконгской волны. Она родилась в 1947 году в Китае и ее фильмы неоднократно становились призерами на фестивалях.

Европейцам уделили совсем мало призов. Заслуженно, по мнению критиков, лучшим актером стал ирландец Майкл Фассбендер - в конкурсе показали сразу два фильма с его участием: "Стыд" Стива Маккуина, где он сыграл сексуально одержимого жителя Нью-Йорка, и "Опасные связи" Дэвида Кроненберга, где ему пришлось стать Юнгом. С самого начала Фассбендер ходил в фаворитах у венецианской публики. Но сам актер рассказывал, что ему не так легко было играть в "Стыде" и только доверие к Маккуину, у которого он играл еще раньше в фильме "Голод", выручало актера.

"Стив обычно ведет разговор о вещах, о которых мы стараемся умалчивать, и я должен был его не подвести, не помешать рассказу. Эта история очень важна для понимания нашего сегодняшнего образа жизни и способа общения с окружающими", - отметил Фассбендер.

Специальный приз жюри присудили остросоциальному фильму "Материк" (Terraferma) Эмануэле Криалезе (Emanuele Crialese). История актуальная - дело происходит на островке рядом с Сицилией, где рыбаки оказываются перед дилеммой - слушаться законов моря или полиции, выпроваживать мигрантов или принимать. По словам Криалезе, он снимал не столько про миграцию как социальный феномен, сколько про перемещения по планете как способ познания, но приз стал для него, впрочем, как и для всех остальных в зале - сюрпризом. Хотя Аронфски объяснил, что "Материк" для членов жюри оказался одним из самых сильных участников конкурса, и в том, что какой-то приз ей придется отдать, никто не сомневалось изначально.

Кроме того, жюри покорила блестящая операторская работа Роба Райанса, воплотившего для фильма "Грозовой перевал" по роману Эмили Бронте замысел режиссера Андреа Арнольд. Как она рассказывала в интервью , для фильма в котором нет музыки, было самым важным передать природу, в которой живут герои. Поэтому на первое место вышли пейзажи, и прочие мелочи - как жуки, осы, мотыльки. Арнольд рассказывала, что ничего заранее они не готовили, но как только видели жука, то сразу Райан хватал камеру и начинал снимать.

БЕЗ ПРИЗОВ

Председатель жюри Аронофски в своей речи на торжественной церемонии закрытия посетовал, что венецианских призов слишком мало для такого количества хороших фильмов, но он рад, что кино еще живо и в прекрасной форме. В программе этого года, действительно, собралась крепкая команда - Роман Полански привез новый фильм "Резня" (Carnage), который был негласным фаворитом, но остался без призов вообще, Дэвид Кроненберг показал "Опасный метод" (A Dangerous Method), также считавшийся вероятным кандидатом на победу, открытием для многих стал непростой фильм "Альпы" (Alpis) Йоргоса Лантимоса (Yorgos Lanthimos), "Цыпленок со сливами" (Poulet aux prunes) Маржан Сатрапи и Венсана Паронно (Marjane Satrapi, Vincent Paronnaud) и "Темная лошадка" (Dark Horse) Тодда Солондза (Todd Solondz) собирали полные залы и были отлично приняты публикой.

Всего в программе участвовало 23 фильма, помимо уже названных - "Мартовские иды" (The Ides of March), Джордж Клуни (George Clooney), "Трагедия седик" (Aaideke Balai), Вей Те-Шен (Wi Te-Sheng), "То лето страсти" (Un ete brulan), Филипп Гаррель (Philippe Garrel), "Шпион, выйди вон" (Tinker, Tailor, Soldier, Spy), Томас Альфредсон (Tomas Alfredson) "Крот" (Himizu), Сион Соно (Shion Sono) "4:44 Последний день на земле" (4:44 Last Day On Earth), Абель Феррара (Abel Ferrara) "Когда ночь..." (Quando la notte), Кристина Коменчини (Cristina Comencini), "Обмен" (The Exchange), Эран Колирин (Eran Kolirin), "Киллер Джо" (Killer Joe), Уильям Фридкин (William Friedkin), "Последний землянин" (L'ultimo terrestre), Джан Альфонсо Пачинотти (Gian Alfonso Pacinotti, он же Gipi), "Жизнь без принципов" (Life Without Principle), Джонни То (Johnnie To) и "Поля" (Texas Killing Fields), Эми Канаан Манн (Amy Canaan Mann).