Первым фильмом Смирнова за 30 лет закроется Выборгский фестиваль
13 августа 2011 года
Внеконкурсный фильм о тамбовском восстании "Жила-была одна баба", к созданию которого режиссер Андрей Смирнов готовился 25 лет, закроет выборгский кинофестиваль "Окно в Европу" в субботу, который за неделю своей работы, с 7 августа, показал в программе игрового кино 14 картин.
Первый фильм "Ангел", снятый Смирновым в Выборге, по рассказу Олеши, рассказывал о Гражданской войне и деревне, и поэтому был положен на полку на 20 лет. Выходу последующих картин также препятствовало много обстоятельств вплоть до того, что некоторые так и не добрались до экрана. Фактически Смирнова, которому уже было 40 лет, лишали работы, не давая высказаться, поэтому он решил переучиваться на драматурга, на 30 лет отложив режиссерские замыслы.
"Конечно же, все это время я что-то делал: писал пьесы, сам ставил их во МХАТе, в "Комеди Франсез", преподавал, снимался как актер, но игровых фильмов в качестве режиссера не снимал", - рассказал режиссер.
"В 1987 году, когда реально замаячила отмена цензуры, я вдруг вскочил среди ночи от мысли, что надо попробовать сделать фильм о деревне и именно о Тамбовском восстании", - продолжил он.
По его словам, погружение в исторический материал для нового фильма о Тамбовском восстании и написание сценария заняло у него почти 25 лет.
"Меня поразило то, что, за вычетом "Тихого Дона", который рассказывает о казачестве - существенной, но весьма специфической ветви российского племени, - нет ни одного произведения, которое бы говорило бы не с большевицкой точки зрения о том, что переживала простая крестьянская семья в самые страшные годы - с 1917 по 1922 годы где-нибудь в тамбовской деревне. - сказал Смирнов. - Это сложнейшая веха российской истории, хотя бы потому, что в 1917 году 83% населения относилось к крестьянскому классу. Куда он делся, что произошло? И, сколько бы ни говорили большевики о том, что Октябрьский переворот был направлен против помещиков и капиталистов, цифры показывают, что больше всего пострадало два класса - крестьянство и духовенство. Вот об этом я и пытаюсь рассказать в фильме".
По словам собеседника, он работал над фильмом в трех направлениях. Первое - гражданская война и приход советской власти в деревню, сопротивление которой было тотальным, и только путем беспощадного террора большевикам удалось установить свою власть. Второе направление - история крестьянства и устои их жизни, и третье - этнография, диалекты.
"Нет в тамбовской губернии ни одного района, где бы я не побывал хотя бы раз, - сообщил Смирнов. - Сейчас диалекты исчезают, потому что телевидение все сровняло, и говорят одинаково что на севере, что на юге. Но на тамбовщине восьмидесятилетние старушки говорят еще тем самым языком бунинских героев -великорусским южным говорком. И все актеры в фильме так говорят - для этого с ними специально занимались".
Актеры подбирались на подробных пробах, однако для Всеволода Шиловского, который играет сельского попа, специально писалась роль, также утвердили Романа Мадянова, про которого, по мнению режиссера, "сразу было ясно, что он идеально подходит на роль". Сам Смирнов принципиально не снимается в своих режиссерских картинах, потому что считает, что невозможно быть одновременно по ту и другую сторону камеры.
Главные роли в фильме сыграли Дарья Екамасова, Влад Абашин, Алексей Серебряков, Максим Аверин, Алексей Шевченков, Роман Мадянов, Евдокия Германова, Агриппина Стеклова, Нина Русланова, Всеволод Шиловский.
"О планах говорить пока трудно. - поделился режиссер, - Есть в голове парочка замыслов, но сейчас главное - встреча новой картины со зрителем и результат".
Официальная премьера фильма, который впервые был показан на кинофестивале в Монреале в июле этого года, с последующим прокатом состоится 27 октября в Москве.
Конкурсную программу выборгского фестиваля завершит в этот же день показ фильма Славы Росса "Сибирь. Mon Amour", победителя IX фестиваля дебютов "Дух огня", рассказывающего о деде и внуке, которые живут в таежной деревне в ожидании возвращения блудных родителей.