Из "Ленфильма" можно сделать культурное Сколково, считает Герман-младший
29 августа 2011 года
Старейшая в России киностудия "Ленфильм", чье будущее в последнее время вызывает ожесточенные дебаты, при желании может превратиться в культурный аналог "Сколкова", убежден режиссер и член правительственного Совета по кино Алексей Герман-младший.
Разговоры о бедственном положении "Ленфильма" и необходимости его приватизации ведутся уже несколько лет. В феврале 2011 года было объявлено, что ему предстоит стать открытым акционерным обществом с 25-процентным государственным участием и войти в состав холдинга СММ, объединяющего медиаактивы АФК "Система". По сведениям источников, близких к переговорам, в понедельник правительство получило согласованный всеми профильными ведомствами проект указа о создании на основе "Ленфильма" государственно-частного партнерства. Со своей стороны, классики отечественного кинематографа Алексей Герман-старший и Александр Сокуров в августе обратились к главе правительства с призывом сохранить независимость студии. Они также выразили опасения за судьбы исторических зданий, расположенных на дорогостоящей земле в центре Петербурга.
"Ленфильм", безусловно, находится в сложном положении. И, безусловно, ему необходима государственная стратегия и привлечение ответственного бизнеса. Но Россия обязана репутацией просвещенной, не варварской страны именно культуре, и государство, я считаю, должно иметь среди своих стратегических задач продвижение российской культуры как элемент геобрендинга. И на территории "Ленфильма" возможно без участия АФК "Система" за 5-7 лет выстроить культурное "Сколково", - уверен Герман.
Свои фильмы, в том числе награжденного венецианским "Серебряным львом" "Бумажного солдата", он снимал именно в Петербурге.
"На базе "Ленфильма" надо создать центр инновационного развития отечественной кинематографии. Именно сейчас это возможно, потому что мы стремительно переходим в новую, цифровую эпоху", - отмечает режиссер.
Он убежден, что к проекту возрождения "Ленфильма" можно и нужно привлекать крупный бизнес, чей интерес к кинематографу доказывает, к примеру, программа поддержки "Музея кино", запущенная "Тройкой-Диалогом".
Как предположил Герман, "одним из путей может быть создание эндаумента", то есть целевого фонда, при учреждении которого определенная сумма помещается в управление, а деятельность студии финансируется из полученных доходов.
"На базе "Ленфильма", в содружестве с ответственными государственными институтами, надо создавать эффективную модель взаимодействия бизнеса и культуры", - заявил собеседник агентства.
Он также отметил, что планы создания российского аналога Голливуда на базе студии "Ленфильм XXI", возводимой АФК "Система" в Петербурге, нереалистичны. "Санкт-Петербург - это не Лос-Анджелес. У нас иной климат, другое количество солнечных дней. Сама же студия RWS, на основе которой создается "Ленфильм XXI", должна еще доказать свою коммерческую эффективность и способность выпускать качественный, а не только сериальный продукт. Пока не было независимой экспертизы, доказывающий успешность компании RWS как коммерческого проекта. Не было озвучено и реальных сроков окупаемости студии RWS. Пока этой студии не удалось создать проекта, который мог бы конкурировать с американскими сериалами за зрителя", - подчеркивает Герман.
Кроме того, на взгляд Германа, с проблемой устаревания оборудования в эпоху цифровой революции приходится сталкиваться каждой студии: ни "Ленфильм", ни RWS здесь не могут быть исключениями. В качестве примера Герман привел свой короткометражный фильм "Из Токио", включенный в программу Венецианского фестиваля и смонтированный на обычном переносном компьютере.
Свой следующий полнометражный проект, "Под электрическими облаками", Герман собирается снимать на старом "Ленфильме", где, в отличие от нововозведенных помещений СММ, возможно соорудить большой комплекс декораций.
"Мы хотим снять 6 новелл про абсолютно разных людей. Начинается все историей про гастарбайтера, который пытается выучить русский язык и внедриться в новую культурную среду, а заканчивается - историей некогда богатого архитектора, который влюбился в молодую девочку. Ему 45, ей 20, они живут в разных мирах. Она - из поколения айпэдов, для нее СССР находится где-то в районе Пушкина, а для него СССР страна, которая с ним неразрывно связана", - объяснил режиссер.
Он отметил, что речь идет о "довольно большом международном проекте", создаваемом в копродукции с целым рядом стран.