Польша обнародует свою версию причин катастрофы под Смоленском
29 июля 2011 года

Польская комиссия спустя больше года после авиакатастрофы президентского Ту-154М под Смоленском представит свой итоговый доклад о причинах и обстоятельствах этой трагедии.

Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, - 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, и восемь членов экипажа.

Публикацию доклада неоднократно откладывали начиная с зимы 2010 года. Окончательно работа была завершена только 27 июня, тогда же комиссия передала его премьер-министру Польши Дональду Туску. Он отдал документ переводчикам, которые должны были перевести его на русский и английский языки. Для того чтобы завершить работу над документом и выяснить причины произошедшего, комиссия под руководством главы МВД Ежи Миллера провела несколько экспериментов с Ту-154М - "близнецом" разбившегося самолета. Это единственный самолет такого типа, оставшийся в распоряжении 36-го авиационного Спецполка, ответственного за перелеты первых лиц государства, после трагедии под Смоленском.

Как сообщают польские СМИ, в документе не будет названо никаких имен и фамилий людей, ответственных за трагедию. Сам Миллер неоднократно заявлял, что, согласно исследованиям, которые вели эксперты его комиссии, основная часть ответственности лежит на польской стороне. Он также говорил, что доклад будет "суровым" и "болезненным" для Польши.

В СМИ за время работы комиссии над докладом появлялось много предположений о том, что могло привести к трагедии. Так, представитель вдов пилотов Анджей Верневич заявлял, что глава ВВС Польши Анджей Бласик, который находился в кабине пилотов до момента крушения, оказывал на них психологическое давление.

Как сообщал телеканал TVN24, перед вылетом 10 апреля 2010 года президентского борта Ту-154 из Варшавы в Смоленск в военном аэропорту произошла ссора между командиром экипажа Аркадиушем Протасюком и Бласиком, факт ссоры признают также некоторые свидетели. И хотя позже польская прокуратура эту информацию опровергла, вдовы пилотов и их близкие друзья и коллеги уверены: давление на экипаж было.

Также СМИ писали о "тайной инструкции", которой якобы руководствовались пилоты польского Ту-154, разрешавшей уход самолета на запасной аэродром только с согласия главного пассажира, эти сообщения также были опровергнуты ВВС Польши. Кроме того, СМИ сообщали, что в день трагического полета часть правил из инструкции по организации полетов высших должностных лиц Польши была нарушена. В частности, в кабине пилотов, по официальной версии, незадолго до крушения присутствовали посторонние люди. Более того, экипаж отправился в рейс без русского "навигатора" (человека со знанием русского языка), от которого польская сторона отказалась, и так далее.

Однако полностью польская позиция будет представлена на пресс-конференции Ежи Миллера в пятницу. Она состоится в 10.00 по местному времени (12.00 мск).

Межгосударственный авиационный комитет 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.