Билл Плимптон, который отказался от миллионов и стал знаменитым
14 июля 2011 года

Среди тех, кого мультипликатор научил задешево снимать успешные мультики и отказаться от миллиона долларов ради свободы, оказалась корреспондент Светлана Янкина.

ПЕРЕМЕНЫ - К ЛУЧШЕМУ

Родившись в 1946 году в Портленде, Плимптон так бы там и остался, если бы не юношеская мечта - стать мультипликатором в "Дисней". Поэтому он быстро перевелся из госуниверситета Портленда в нью-йоркскую Школу визуальных искусств. После будущий аниматор иллюстрировал "Нью-Йорк Таймс", "Роллинг стоун" и "Вог", однако все кардинально изменила его короткометражка "Твое лицо" (1987) с поющим мужчиной, лицо которого постоянно меняется под музыку.

"Он совсем дурацкий, и сюжет у него позорный, но когда фильм шел, то зрители почему-то смеялись над ним - и это первый случай в жизни, когда я увидел какую-либо реакцию на мою работу и тот момент круто изменил мою жизнь и я начал заниматься тем, что делаю до сих пор", - рассказывает Плимптон, скромно умалчивая, что именно этот мульт принес ему первую номинацию на "Оскар".

Как бы то ни было, но после этого показа он объявил своим работодателям, что уходит с должности иллюстратора, и становится мультипликатором.

"На это заявление везде был один ответ - ты спятил, раз собираешься заняться тем, что уже умерло, но я был преисполнен уверенности в том, что смогу зарабатывать на анимации", - поделился Плимптон и оказался прав, так как через некоторое время свои взоры на подающего надежды таланта обратила сама студия "Дисней". Казалось, мечта детства вот-вот сбудется.

"Они предложили мне миллион долларов, а я хотел пять дней в неделю работать на них, а в уик-энды - на себя, юрист сказал "без проблем, но права на все мультики будут принадлежать "Дисней". И я отказался, чтобы сохранить свою независимость", - заключил аниматор.

По его словам, об этом он абсолютно не жалеет, поскольку может делать фильмы такими, какими видит сам, без указания сверху. Главное, как он считает, договориться с самим собой: хочешь ли ты работать на гиганта индустрии и иметь стабильно-высокий доход или работать на себя, терпя муки порой безденежного существования.

"Единственно верного ответа на этот вопрос нет, просто разным людям подходит разное, но я счастлив, что сделал свой выбор и никогда о нем не пожалел - каждое утро, проснувшись, я могу сесть за свой рисовальный стол и изобразить любую фигню, что мне заблагорассудится", - резюмирует Плимптон.

ПРАВИЛА ПЛИМПТОНА

Вместе с тем, он не желает, чтобы фильмы рисовали в стол, поэтому готов научить любого делать коммерчески успешные и популярные фильмы.

Во-первых, он не должен быть длинным - пять минут, подчеркивает Плимптон, оптимальны. Этот формат хорошо продается, подходит и для телевидения, и кинотеатра, и интернета.

Второй совет - фильм не должен быть дорогим. Плимптоновские мультики стоят тысячу долларов за минуту не в последнюю очередь потому, что он сам пишет сценарии, режиссирует, отрисовывает персонажей и делает раскадровки. Помимо него, в студии работают еще четыре человека.

"Если вы хотите навороченную компьютерную графику или музыку, то в конечном счете фильм может выйти слишком дорогим и не будет иметь коммерческого смысла", - объясняет автор. Сюда также можно отнести и тот факт, что герои его историй не разговаривают - соответственно, не встает вопрос перевода на другие языки и дубляжа.

И, наконец, мультик должен быть смешным. При этом источники вдохновения могут быть самыми разнообразными - главное, подмечать забавные детали в самой обычной жизни. Например, знаменитая "Корова, которая хотела стать гамбургером" появилась из детства художника, когда он постоянно видел парнокопытных, так отчаянно поедавших траву, что казалось, будто они мечтают поскорее превратиться в стейк.

"Юмор хорошо продается, в чем можно убедиться на Youtube - именно такие ролики набирают максимальное число просмотров, все любят смешное", - уверяет Плимптон. В конце концов, как полагает аниматор, правило "короткий, дешевый, смешной" действует не только в его профессии. "Смотрю я на свою догму и понимаю, что это относится к большинству моих девушек", - пошутил он.

КАК ЗАРАБОТАТЬ

Пока российские аниматоры ждут помощи государства для вывода отечественной анимации из кризиса, их американский коллега занимается продвижением фильмов и финансовыми вопросами самостоятельно.

"Необходимо показываться на фестивалях - я отметился на всех важных", - рассказывает он. Среди них - Каннский кинофестиваль, "Сандэнс" и фестиваль в Анси, где "гигантское количество зрителей, можно неплохо потусить и неожиданно оказаться рядом с Тимом Бертоном или Джоном Лассатером".

Но главное - получить номинацию на "Оскар", что, по мнению Плимптона, совсем несложно. Помимо "Твоего лица", академики отметили номинацией серию короткометражек "Сторожевой пес" и фильм "Идиоты и ангелы". "Надо лишь отправить свой фильм в Лос-Анджелес и оплатить неделю его демонстрации в кинотеатре и как только вас номинируют, вы проснетесь суперзвездой и получите кучу прессы", - делится он.

Если кому-то это покажется непосильным, имеет смысл заглянуть на сайт, где описаны тысячи фестивалей, даже тот, что специализируется на мультиках садомазохистской тематики.

В настоящее время Плимптон занят реконструкцией фильма "Летающий дом", который в 1921 году снял Винзор Маккей. По мнению аниматора, Маккей, живя он в диснеевскую эпоху, мог бы добиться большего успеха, чем Дисней, "потому что он был куда талантливее и остроумнее".

В судьбе Маккея и Плипмтона просматриваются прямые параллели с той разницей, что первый уступил руководству газеты и продолжил заниматься иллюстрированием статей, в то время как второй сделал все по-своему и, судя по всему, не прогадал.