Православные Черногории надеются на поддержку России в духовной жизни
29 июня 2011 года

Православные Черногории надеются на дальнейшую поддержку россиянами Сербской православной церкви на территории Черногории, а также Косова и Метохии, заявил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий в беседе с российскими журналистами о религиозной ситуации на Балканах.

"Присутствие и помощь России у нас тут очень важны. Поэтому я часто приглашаю епископов из Русской церкви. И радуюсь, что много русских тут живут и причащаются. Мы придаем большое значение сотрудничеству с Московским патриархатом и ожидаем визит митрополита Илариона (председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата)", - сказал митрополит Амфилохий после церковных торжеств в черногорском монастыре Подластва по случаю годовщины битвы на Косовом поле (1389 год).

КОСОВО

"Куликовская битва у вас была на девять лет раньше нашей битвы с турками на Косовом поле, которая имела для сербского народа схожее значение... И сегодня Косово - очень значительное место для мировой политики в направлении и Азии, и Европы", - считает митрополит.

По его словам, это "плацдарм столкновения сил добра и зла", и "не случайно там построили огромную американскую военную базу". "Мы ощущаем, что это... приготовления для Сибири, России, для Азии", - добавил черногорский иерарх.

Независимого Косова, отметил он, прежде в истории никогда не существовало, а во времена войн с турками это был центр религиозной жизни сербов, о чем можно судить по расположившейся там Печской патриархии.

После Второй мировой войны около 300 человек выгнали из Косова и Метохии, и так сербское большинство стало сменяться албанским. "Сотни тысяч православных людей выгнаны из Косова и Метохии, сотни монастырей и церквей разорены и уничтожены", - сказал митрополит.

По его словам, "каким-то образом происходит возвращение Оттоманской империи на Балканы" - есть силы, "настаивающие на том, чтобы Босния и Герцеговина, Косово и Метохия были в большинстве мусульманскими странами".

"Одно для нас утешительно - что Россия до сих пор отказывается признать Косово и Метохию как независимое государство. Это для нас очень важно. Надеемся, что эта поддержка со стороны России будет продолжаться", - подчеркнул митрополит Амфилохий.

Отвечая на вопрос о начавшемся процессе возвращения сербов в Косово и Метохию, он отметил, что из-за отсутствия рабочих мест и безопасности некоторые вернувшиеся снова вынуждены уезжать из родных мест.

Тем не менее, в косовском городе Призрень, где некогда располагалась столица Сербского царства, а в наше время осталось только 17 сербов, восстановили храм святого Георгия, есть также намерение возобновить жизнь семеминарии в Призрени, сообщил митрополит.

ЧЕРНОГОРИЯ

Положение в Черногории православного большинства (85% населения, по данным Черногорской митрополии, - православные), как заявил правящий архиерей, осложняется в последнее время отношениями со светскими властями. Как пояснил митрополит Амфилохий, после создания в 2006 году Черногорского государства "появился черногорский язык" и началось искусственное формирование Черногорской православной церкви, независимой от канонической Сербской.

Новообразованная Черногорская православная церковь не признана поместными Православными церквами мира, является неканонической, раскольнической структурой. Она состоит, по словам митрополита Амфилохия, из нескольких священнослужителей, с которых снят сан, причем преимущественно не из Черногории, а из Сербрии и с Украины, и из нескольких сотен последователей. Возглавил ее анафематствованный Константинопольским патриархатом Мираш Дедеич.

Митрополит Амфилохий отметил, что "раскольники заняли насильно" несколько храмов Черногорской митрополии Сербской церкви, что государственные власти поддерживают и даже "направляют эту структуру в направлении унии" (соединения с Римско-католической церковью при сохранении православной обрядности).

"Им мешает присутствие нечерногорских монахов, русских, сербских, боснийских... Многие не могут получить разрешение на работу... Вдруг оказалось, что митрополия Черногорская юридически не существует, и мы должны теперь зарегистрироваться, хотя закона такого нет. Нас никто не спрашивал ни о чем подобном с 1977 года. А теперь говорят: вы тут не существуете. А мы тут существуем веками... Нет подлинного закона, который защищает православную церковь в Черногории", - сказал митрополит.

В целом же, по его словам, религиозная ситуация в Черногории, где каноническая митрополия Сербской православной церкви испытывает затруднения в связи с претензиями раскольников, поддерживаемых политиками, напоминает украинскую.

"Плод этого - какой-то нажим на Церковь, которая не соглашается, не хочет быть рабой политики. Поэтому нам и мешают... В этом смысле надо смотреть и на ситуацию с возрождением церкви Александра Невского (известной в 15 веке как церковь Рождества Богородицы) на острове Святой Стефан", - считает митрополит Амфилохий.

Он пояснил, что этот храм был переименован "из любви к России и Александру Невскому" королевской семьи Карагеоргиевичей. И полторы тысячи окрестных жителей из древнего рода Паштровичей, история которого тесно связана с островом Святого Стефана и его святынями, настаивают ныне на восстановлении разрушенного в послевоенные годы храма Александра Невского. Однако этому восстановлению, как заявил митрополит, препятствует передача всего острова в аренду частному инвестору под создание "города-отеля" - теперь на территорию Святого Стефана по единственному мосту, соединяющему остров с побережьем, свободно проходить могут только постояльцы.

Тем не менее, в целом в Черногории "возобновляется церковная жизнь", подчеркнул глава митрополии.

Церковь получила реальную возможность возобновить свою деятельность в Черногории в посткоммунистическое время в начале 1990-х годов. "До 91 года в Черногории было только порядка 15 священников. Сегодня у нас (в Черногорской митрополии) около 300 священнослужителей, монахи и монахини", - сообщил митрополит Амфилохий.

Он также совершил в присутствии российских журналистов панихиду в монастыре Подластва у мемориала участникам одного из антифашистских движений под руководством королевского генерала (так называемым "четникам"), пострадавшим как противники движения Тито.

На церковных торжествах присутствовали сотни местных жителей и русских туристов.

ВЗГЛЯД ИЗ МОНАСТЫРЯ

Монах Серафим из черногорского монастыря Подмайне (возвышающегося над черногорским курортным городом Будва), который окончил Строгановское училище и прожил в России около 13 лет, также в беседе с российскими журналистами подчеркнул важность духовных связей между народами двух стран.

Он особо отметил, что основанный в 14 веке монастырь Подмайне в голодные военные времена был "продан австро-венграм", осквернен солдатами, и впоследствии - для того, чтобы его выкупить, - священнослужитель Филипп Танович отправился именно в Россию. "Около 80% пожертвований было собрано в России", - сказал монах.

Сегодня его обитель, вновь пришедшая в упадок во времена коммунистической власти и восстановленная в 1990-х годах, довольно динамично развивается. "Братия увеличивается. Сейчас у нас восемь монахов и послушники, в том числе один из Новосибирска. Есть гостиница на 60 человек, которая бывает переполнена. Причем паломников больше всего русских. Каждый день почти служится литургия. Для желающих проходят занятия, монастырь также занимается изданием книг, сельским хозяйством, пчеловодством", - рассказал монах Серафим.

По его словам, "политики сейчас хотят большего сближения с Западом, а народ не хочет, тянется больше к России".

"Мои бабушка и дедушка никогда не были в России, но часто говорили о России, и когда русский человек приходит к нам - для нас огромная радость. Когда Россия объявила войну Японии, и Черногория объявила войну Японии, и до сих пор это не отменено", - напомнил собеседник.

Он подчеркнул, что сейчас в Черногории "многие русские не только отдыхают, но и покупают здесь квартиры", в школах действуют русские отделения.

По оценкам отца Серафима, "10-15% населения - русские", а что касается земель на побережье, то соотечественникам принадлежит "почти 50%", полагает он.

"Многие русские здесь сегодня крестятся, и венчаются, и остаются, и живут здесь. И слава Богу. Мы этому рады", - заключил монах.