Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр"
4 июня 2011 года
Церемония открытия 22-го российского кинофестиваля "Кинотавр" пройдет 4 июня.
Ниже приводится справочная информация о кинофестивале.
Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр", ежегодно проводимый в городе Сочи, является смотром-конкурсом фильмов, получивших экспертную оценку членов отборочной комиссии.
"Кинотавр" ведет свою историю с 1991 г., когда в Сочи состоялся первый фестиваль под этим названием. Предшественником "Кинотавра" был "Фестиваль некупленного кино", организованный в 1990 г. в Подольске негосударственной независимой компанией "Подмосковье" под руководством Марка Рудинштейна. Возникновение такого фестиваля было связано с проблемами российского кинопроизводства времен перестройки, когда было сокращено финансирование этой отрасли.
Начинание получило поддержку кинематографической общественности, и в 1991 г. в Сочи родился национальный фестиваль "Кинотавр", который возглавили Марк Рудинштейн и Олег Янковский, бессменный президент фестиваля с 1993 г. по 2004 г.
18 мая 1993 г. было подписано "Положение об Открытом российском кинофестивале", в котором говорилось, что отныне фестиваль "Кинотавр" будет проводиться ежегодно в начале лета в сочинской гостинице "Жемчужина". Кинофестиваль стал государственным и приобрел статус, равный Московскому международному кинофестивалю.
С 1994 г. в Сочи стали проводиться сразу два киносмотра: Открытый российский кинофестиваль (ОРКФ) и Международный кинофестиваль (МКФ), официально зарегистрированный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ).
В 2005 г. "Кинотавр" сменил владельцев. Основатель "Кинотавра" Марк Рудинштейн передал свое детище президенту "СТС Медиа" Александру Роднянскому и генеральному директору компании "Профит" Игорю Толстунову. Был создан попечительский совет фестиваля.
С 2005 г. фестиваль претерпел существенные изменения. Новые собственники отказались от международной программы, уступив это направление Московскому международному кинофестивалю (ММКФ). Кроме того, была значительно расширена деловая часть: официальные семинары и мастер-классы стали сочетаться с проходящим параллельно с "Кинотавром" кинорынком, где фильмы отбираются для последующего проката. Это принесло ощутимые плоды: бюджет сочинского фестиваля за короткое время вырос с нескольких миллионов рублей до 4,5 миллиона долларов, а сам "Кинотавр" получил признание как главный российский кинофорум.
Изменился логотип фестиваля: на смену трехногому Кинотавру пришел золотой круг, верхняя половина которого изображает солнце, а нижняя - море.
Соответственным образом оформлен и новый приз фестиваля.
К пропаганде "Кинотавра", с приходом новых руководителей, подключился и Первый канал, а его генеральный директор Константин Эрнст вошел в Попечительский совет фестиваля.
В рамках кинофестиваля проводятся: конкурсная программа полнометражного игрового кино; конкурсная программа "Кинотавр. Короткий метр" короткометражного игрового кино; специальные показы для иностранных гостей: дистрибьюторов, журналистов, директоров и отборщиков международных кинофестивалей Showcase; программа "Летняя эйфория"; специальные и информационные показы; программа жанрового кино "Кино на площади"; ретроспективная программа "Трудное счастье копродукций"; программа короткометражного кино "Французские штучки". В рамках проведения кинофестиваля осуществляется также питчинг (конкурс кинопроектов) в целях рекламы и поиска инвесторов по продвижению кинофильмов, находящихся на стадии производства, на российском и зарубежном кинорынках. Наиболее интересные проекты получают возможность быть представленными на фестивале.
Программа кинофестиваля, кроме просмотров картин, включает в себя разнообразные культурные мероприятия, в дни фестиваля проходят ежедневные мастер-классы, пресс-конференции, многочисленные деловые и дружеские встречи, творческие дискуссии. Продолжительность мероприятия сократилась.
Помимо конкурсной программы, в которой представлены фильмы, произведенные за последний год, особый интерес представляют иформационные показы, специальная программа "50 выбирают 50", составленная российскими критиками, в которой показывают лучшие фильмы советской и российской классики.
Отбор конкурсных фильмов Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" с каждым годом становится все жестче. Специальная отборочная комиссия просматривает фильмы, снятые за минувший год, из которых отбираются лучшие и представляются вниманию авторитетного жюри.
Правила отбора конкурсных фильмов оговорены в Регламенте фестиваля: для участия в конкурсной программе принимаются художественные полнометражные фильмы, производства предыдущего года, не принимавшие участия в российских фестивалях, не транслировавшиеся по телевидению и не выходившие в прокат; снятые на кинопленке формата 35 мм.
Для участия в конкурсной программе "Кинотавр. Короткий метр" принимаются короткометражные игровые ленты, снятые на кинопленке 35 мм, видео Betacam SP или в цифровом формате, продолжительностью не более 40 минут.
Программу работы фестиваля и порядок демонстрации фильмов определяет директор программ фестиваля. Следить за новинками дирекция фестиваля начинает уже в сентябре. "Кинотавр" ведет свою базу, в которой фиксируются все новые проекты. Затем идет отбор фильмов, его можно назвать трехуровневым. Предотбор делает программный директор фестиваля, который смотрит абсолютно все, что прислано на фестиваль, отсеивает то, что не подходит. Далее все, что вошло в "шорт-лист", программный директор смотрит с отборочной комиссией, после чего все отобранное для конкурса просматривают организаторы фестиваля - председатель попечительского совета фестиваля Александр Роднянский и генеральный продюсер "Кинотавра" Игорь Толстунов.
Окончательное решение о включении фильма в конкурсную программу полнометражного кино принимают Отборочная комиссия, директор программ и генеральный продюсер фестиваля.
Фильмы конкурсной программы оценивает жюри, состоящее из ведущих мастеров отечественной культуры, в количестве не менее 7 человек. Председатель жюри имеет 2 голоса. Фильмы конкурсной программы "Кинотавр. Короткий метр" оценивает жюри, состоящее из ведущих мастеров отечественной культуры в количестве не менее 4 человек. Председатель жюри имеет 2 голоса.
В состав обоих жюри не могут входить лица, участвующие в создании или коммерческом прокате конкурсных картин. Жюри не имеет права не присуждать приз по какой-либо из номинаций. Все члены жюри обязуются воздерживаться от публичных высказываний по поводу конкурсных картин до закрытия фестиваля.
На Фестивале "Кинотавр" присуждаются следующие призы и дипломы:
Приз Фестиваля "Кинотавр" - "За вклад в российский кинематограф".
Конкурсная программа: Главный приз в Конкурсе полнометражных фильмов (денежный приз в размере 625 тысяч рублей); Приз за лучшую режиссуру; Приз за лучший дебют; Приз за лучшую женскую роль; Приз за лучшую мужскую роль; Приз за лучшую операторскую работу; Приз им. Григория Горина за лучший сценарий; Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму. Также жюри может вынести особое упоминание. В этом случае выдается диплом фестиваля.
Также на церемонии Открытия на Фестивале вручаются призы за вклад в киноискусство.
Конкурсная программа "Кинотавр. Короткий метр": жюри присуждает приз (денежный приз в размере 125 тысяч рублей + пленка Kodak 3000 метров) за лучший фильм, а также дипломы.
Денежный приз выплачивается путем выдачи наличных денежных средств или путем перечисления на лицевой счет банка призера.
XXII Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр" пройдет в городе Сочи с 4 по 11 июня 2011 года.
По информации президента фестиваля Александра Роднянского, в 2011 году "Кинотавр" претерпел ряд существенных изменений. Главное новшество в том, что в конкурсе, в котором раньше могли участвовать только российские фильмы, теперь могут принять участие любые картины, снятые на русском языке.
По словам организаторов, фестиваль расширяет как географические, так и медийные границы, а среди его конкурсных картин прибавилось жанровых.
Произошли и организационные изменения: если прошлые "Кинотавры" проходили при скромной государственной поддержке, то в этом году финансирование проекта существенно увеличено.