День Святой Троицы, или Пятидесятница
12 июня 2011 года

День Святой Троицы, или Пятидесятница, отмечается 12 июня.

Ниже приводится справочная информация.

В пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье) Русская православная церковь празднует день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В 2011 году это день выпадает на 12 июня.

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа и на десятый день после Вознесения.

В десятый день по Вознесении, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третьем часу дня послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный - он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола - они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память ветхозаветного праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.

Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице - триипостасном Боге.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в XIV веке, при преподобном Сергии Радонежском.

Пятидесятница в Церкви - один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не отвлекали от праздничных. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу - такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи.

Троица - один из самых любимых народом православных праздников. На Руси традиционно Троицу встречают цветами, травами и березовыми ветвями. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки.

"Семицкая" - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, на Руси называлась "Зелеными Святками" и еще до сих пор в некоторых местностях носит это название. Также ее именовали "русальною", "зеленою", "клечальною", "задушными поминками", "разгарою" и другими подходящими именами, каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества.

В последнюю неделю перед Троицей, в четверг, в крестьянских домах начиналась стряпня - пекли пироги, лепешки, курники, лапшинники, сухарники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.

В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен.

На следующий день после Пятидесятницы Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы - Святого Духа. С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу "Царю небесный..." С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.