Шесть тысяч тонн сайры пропадает в Приморье из-за спора рыбаков и Россельхознадзора
28 февраля 2011 года

Рыболовная компания "Примрыбснаб" полгода судится с приморским отделением Россельхознадзора из-за арестованных 6 тысяч тонн свежезамороженной сайры стоимостью в 300 миллионов рублей. По данным компании, срок хранения рыбы начнет истекать уже через месяц.

В Россельхознадзоре утверждают, что рыба могла быть перекуплена в открытом море у иностранных рыбаков. Причиной для подобного предположения послужило то, что рыба была частично упакована в коробки с иностранной маркировкой.

Компания не понимает, почему Россельхознадзор стал сомневаться в происхождении сайры, и подчеркивает, что уполномоченные органы в лице государственной морской инспекции и таможни признали рыбу российской. "Примрыбснаб" настаивает на экспертизе качества рыбы, а не упаковки. В свою очередь заместитель главы Россельхознадзора, главный ветеринарный врач РФ Николай Власов пишет на сайте ведомства, что экспертизы рыбы не будет потому, что проблема не в ее качестве, а в происхождении.

"Примрыбснаб" говорит и о социальном аспекте проблемы - для поселка Южно-Морской это предприятие является градообразующим, и, по словам представителей компании, жители недовольны арестом рыбы, грозящим предприятию кризисом.

ЧТО ВАЖНЕЕ - РЫБА ИЛИ МАРКИРОВКА?

Заместитель гендиректора "Примрыбснаба" Александр Шулдык настаивает на том, что маркировка на картонной таре в данной ситуации принципиального значения не имеет. По его словам, паковать улов в коробки с нерусскими надписями пришлось потому, что изначально сайру планировалось продавать на рынках Китая и Японии и только после резкого повышения цен в России рыбу решили не экспортировать. "Сайра является сырьем для консервного производства и не будет продаваться в той таре, в которой находится сейчас, а потребитель не будет введен в заблуждение", - сказал Шулдык, комментируя ситуацию корреспонденту .

В Россельхознадзоре говорят, что данные о товаре на русском языке необходимы для его оформления даже в том случае, если товар пойдет на экспорт. Но при этом Власов пишет: "Справедливости ради надо отметить, что на части коробок была, кроме китайской, еще и русская маркировка, правда дат выработки тоже не было".

Ставя под сомнение российское происхождение сайры на основании фотографий арестованных коробок с рыбой, главный ветеринарный врач страны оговаривается, что "это действительно лишь вопрос, поскольку ни в материалах дела, ни в материалах наших инспекторов нет четких ответов".

Власов обращает внимание, что на лабораторные исследования продукция в данном случае не отправляется, поскольку проблема в ее происхождении, а не в качестве, что следует из законодательства.

Компания "Примрыбснаб" признает, что на упаковках должна быть информация на русском языке, готова была уплатить штраф за это нарушение и устранить недочет, говорит Шулдык. Компания не согласна с тем, что Россельхознадзор арестовал рыбу и не позволяет этого сделать, а также не объясняет, какой закон Российской Федерации запрещает производителю исправлять маркировку своей продукции. По мнению руководства предприятия, нарушение правил маркировки и вопросы происхождения рыбы в принципе находятся вне компетенции Россельхознадзора.

ПОСТРАДАВШИЙ МОНОГОРОД НАШЕЛСЯ И ЗДЕСЬ

Замгендиректора компании заявляет, что проблема имеет социальный аспект - предприятие является градообразующим для рыбацкого поселка Южно-Морской и дает работу большинству его семей. Шулдык отмечает и то, что компания перечисляет большие налоги в местный, краевой и федеральный бюджеты.

Принадлежащая предприятию рыба задерживалась с октября, и для первых задержанных партий срок хранения истекает уже весной, сообщил он . Шулдык пояснил, что, согласно нормативным документам, срок хранения сайры не может превышать семи месяцев. Если спасти рыбу не удастся, завод придется останавливать.

"Жители Южно-Морского с тревогой наблюдают за медленным и губительным для "Примрыбснаба" развитием ситуации. В поселке нарастает социальная напряженность. Раздаются призывы всем поселком выехать во Владивосток на митинг для того, чтобы власти региона обратили внимание на вялотекущую проблему", - утверждает Шулдык.

ПОПЫТКА СОЗДАТЬ ПРЕЦЕДЕНТ?

Главный ветеринарный врач России Власов подозревает, что в случае, если "Примрыбснаб" выиграет иски по арестованной рыбе, рыболовецкие компании получат канал беспошлинного завоза в Россию и легализации рыбы, выловленной иностранными рыбаками.

Как сообщили в приморском погрануправлении ФСБ, по факту ввоза рыбы у них вопросов нет - все партии без проблем оформились у них и у таможенников, а проблемы начались только с Россельхознадзором.

Власов призывает территориальные управления ведомства обратить особое внимание на поставки даже не сайры, а минтая, объемы вылова которого намного больше.

"На заметку нашим терупрам (территориальным управлениям): особое внимание поставкам минтая", - пишет главный российский ветеринар.

В его письме есть много вопросов, обращенных к другим ведомствам, бизнесменам, имеющим отношение к рыболовству, региональным властям.

Но в постскриптуме Власов отмечает: "Так, на всякий случай: все вышесказанное не является официальной позицией Россельхознадзора и отражает мое личное понимание ситуации, мое личное представление о ней".

У СЕМИ НЯНЕК

Росрыболовство и Ассоциация рыбопромышленников Приморья так прокомментировали ситуацию.

Глава центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев заявил , что их ведомство не имеет отношения к спорам хозяйствующих субъектов. "Это последствия того, что рыбаков контролировали "семь нянек". Многочисленные проверки привели к тому, что в России отсутствует нормальная система поставок, хранения и переработки рыбопродукции. Надеюсь, что эти рецидивы прекратятся", - сказал представитель ведомства.

Ассоциация рыбопромышленников Приморья обеспокоена сложившейся ситуацией, но при этом также осторожна. "Рыбаки региона с сочувствием следят за развитием конфликтной ситуации между Россельхознадзором и компанией "Примрыбснаб". Однако положить конец должен арбитражный суд, объективно опираясь на букву закона, не лоббируя интересы ни одной из сторон", - считает президент ассоциации Георгий Мартынов.

"Мы согласны, что любая спорная ситуация должна решаться в суде. Мы подали 11 исков и по шести уже получили положительные решения суда. Однако у Россельхознадзора есть право на апелляцию, а затем на кассацию, чем они собираются воспользоваться. Все это занимает очень много времени, и сроки годности рыбы истекут. Мы можем получить компенсацию ущерба из бюджета, но хотели бы заниматься производством, а не судебными тяжбами", - резюмировал заместитель гендиректора "Примрыбснаба".