Практикум по генной инженерии стал предметом разногласий в школьном образовании во Франции
1 февраля 2011 года
Скандал вокруг вопроса, могут ли школьники проводить эксперименты, связанные с получением генетически измененных (трансгенных) бактерий кишечной палочки, разгорелся во Франции, однако учителям он во многом кажется надуманным, сообщает во вторник журнал Nature.
ДЕТЯМ ДО 16...
На протяжении десяти лет эксперименты, при помощи которых французские школьники последнего года обучения знакомились с методами генной инженерии, составляли часть их учебной программы. В нынешнем учебном году эти же методы было разрешено преподавать школьникам более юного, 15-16-летнего, возраста, что вызвало недовольство ряда экспертных организаций Франции.
Больше всего возмутились представители комитета по исследованиям и независимой информации в области генной инженерии (CRIIGEN), выступающего за строгие методы контроля над генной инженерией. Наибольшее недовольство экспертов вызвало то, что в некоторых экспериментах школьники генетически модифицируют бактерии кишечной палочки, излюбленного объетка работы молекулярных биологов о всем мире. В результате манипуляций школьников бактерии становятся устойчивыми к антибиотику ампициллину.
"CRIIGEN убедит министерство просвещения наложить мораторий (на генетические эксперименты в школе), пока не будет организовано всеобъемлющее обсуждение по этому вопросу", - заявил председатель научного комитета CRIIGEN Жиль-Эрик Сералини (Gilles-Eric Seralini). "Мы полагаем, что ученики не должны манипулировать (генетическим) материалом прежде, чем поступят в университет", - добавил он.
НАПРАСНОЕ БЕСПОКОЙСТВО
Французская ассоциация учителей биологии и геологии (APBG), занимающаяся продажами учителям биологии комплектов с необходимыми реактивами и инструкциями по генетической модификации, отметает упреки со стороны CRIIGEN.
"Эти практические эксперименты были возможной частью программы по биологии для 17 18-летних школьников в течение десяти лет, и необязательны для младших учеников", -говорит президент APBG Серж Лакасси (Serge Lacassie),
Только несколько учителей по всей стране включили практические занятия по основам генной инженерии в учебные программы для 15-16 летних учеников. Лакасси к ним не относится - как он поясняет, из-за недостатка времени на эти занятия.
По его мнению, школьники, "возможно, не знают об опасности, связанной с обращением с таким материалом". Однако, поясняет Лакасси, "бактерии (изначально) не являются патогенными и уничтожаются химикатами по окончании экспериментов". (Штаммы бактерий, объекты генной инженерии, изначально модифицируются таким образом, что живут только в лабораторных условиях и гибнут в условиях окружающей среды - ред.).
Лакасси подчеркивает, что на практических занятиях школьники учатся тому, как работать в стерильных условиях, не загрязняя окружающую среду. "Мы должны преподавать науку согласно сегодняшним реалиям. ДНК - "универсальный язык" (живых организмов), и (школьникам) полезно убедиться самим, каким образом ген может быть передан от одного организма другому", - говорит он.
У национального секретаря, отвечающего за биологию и геологию в Национальном союзе учителей средней школы, Валери Сипаималани (Valerie Sipahimalani) нет возражений против практических занятий по генной инженерии при условии, что соблюдаются правила безопасности. "Это дело учителей", - говорит она.
Сипаималани, так же, как и Лакасси, не ввела практикум по основам генной инженерии в учебную программу для учеников своей школы - но по другим причинам. "Это не приоритет, да и (лабораторное) оборудование слишком дорого", - пояснила она. "Но более важно то, что ДНК очень сложна для понимания учениками средней школы", - добавила эксперт.