ИНТЕРВЬЮ: Репутация СЕ зависит от снятия с России мониторинга - глава делегации РФ в ПАСЕ
24 февраля 2011 года
Репутация Совета Европы страдает от затягивания вопроса со снятием 15-летнего мониторинга ПАСЕ с России, заявил в интервью глава международного комитета Госдумы РФ Константин Косачев, глава российской делегации в ПАСЕ, накануне юбилея вступления РФ в Совет Европы.
Россия присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. Через два года после вступления она ратифицировала основной документ Совета - Европейскую конвенцию по правам человека, подтвердив приверженность принципам соблюдения прав человека и демократии. Присоединяясь к Совету, Москва заявила о своей готовности взять на себя ряд обязательств и привести свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами. Отношения со Страсбургом не всегда были идеальными. Так, из-за позиции по войне в Чечне в конце 1990-х годов Москву чуть было не исключили из Совета. Санкции в отношении России ограничились лишением слова ее делегации в Парламентской ассамблее в 2000 году.
С момента вступления в Совет Россия неоднократно подвергалась критике за проблемы с правами человека, войну в Чечне, проблемы в области СМИ, НПО и функционирования оппозиционных партий. В последнее время Россия критикуется в связи с отсутствием надлежащего расследования убийств журналисток Анны Политковской и Анастасии Бабуровой, правозащитницы Наталии Эстемировой, гибели в СИЗО Сергея Магнитского. Страсбург также не принял признание в 2008 году Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
Один из острых вопросов во взаимоотношениях России и ПАСЕ - вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет. Москва считает, что большинство обязательств она выполнила. Страсбург же, из-за отсутствия четкого списка, с каждым годом прибавляет новые требования, продолжая наблюдение за РФ.
Высказываясь по этой проблемной теме, Косачев посетовал, что "в нынешнем виде, когда мониторинг осуществляется уже 15 лет, у российской стороны исчезла какая бы то ни было мотивация к тому, чтобы прилагать особые усилия по выходу из под мониторинга".
"Вроде бы все привыкли, существует он и может еще существовать 15 или 30 лет - это плохо на самом деле... Произошло это не по вине российской стороны", - добавил депутат.
Косачев заметил, что в самом начале сотрудничества Москвы и Страсбурга "нам предложили некий открытый список, который постоянно подлежит корректировке и уточнению, дополнениям, а значит превращается в бесконечный список". Он уверен, что такой подход является ошибочным.
"Я рад тому, что с нынешними докладчиками (ПАСЕ по мониторингу России) сейчас мы всерьез обсуждаем возможность составления конечного, закрытого списка обязательств России, с тем чтобы потом мы могли делать своего рода "дорожную карту" по тому, как мы будем двигаться вперед", - сказал он.
"Сейчас мы на перепутье... Если докладчики примут такой вариант работы, мы пойдем быстрее и целенаправленней вперед, если нет - мы будем по-прежнему работать традиционными методами, со складыванием в кучу всего, что только можно, и этот процесс будет бесконечным", - уверен депутат.
Косачев подчеркнул, что "от этого репутация Совета Европы будет страдать больше, чем репутация России, и в наших взаимных интересах найти здесь общий язык".
Высказываясь в целом по взаимодействию с Ассамблей, Косачев признался, что эта "организация - не самая ответственная, порой непредсказуемая, но в силу этого весьма и весьма интересная, так как истина, как известно, рождается в спорах".
"Мы в ПАСЕ довольно часто спорим ожесточенно, к сожалению, остаемся в меньшинстве, а порой даже и в одиночестве, но, к счастью, у наших коллег по ПАСЕ хватает здравого смысла, во всяком случае в последние годы, для того чтобы не скатываться с Россией в сторону угроз и ультиматумов, шантажа и санкций", - рассказал российский парламентарий.
"Мы, не соглашаясь, понимаем, что либо мы будем продолжать друг с другом разговаривать, либо мы разойдемся в разные стороны, как говорится, по своим национальным квартирам, но лучше от этого никому не станет", - подытожил он.