Политический кризис в Бельгии резко обострился
26 января 2011 года

Политический кризис в Бельгии достиг в среду критической фазы после того, как король бельгийцев Альберт II как формальный глава государства принял повторный самоотвод бывшего вице-премьера Йохана ванде Ланотта, которому монарх доверил миссию "примирителя" политических партий, участвующих в переговорах о формировании нового федерального правительства, передает корреспондент .

Первоначально ванде Ланотт объявил о самоотводе в начале января, когда его компромиссные предложения отвергли две из пяти участвующих в переговорном процессе партий, но тогда Альберт Второй уговорил "примирителя" приложить дополнительные усилия для урегулирования разногласий между нидерландоязычными и франкоязычными политиками.

Теперь же, по словам ванде Ланотта, исполнял свою миссию на протяжении 99 дней, "не существует никакой реальной перспективы достижения прогресса" для сближения позиций политиков, которые не собирались за одним столом с конца августа 2010 года.

Бельгийская общественность ожидает сейчас, какой новый шаг предпримет монарх для вывода страны из политического тупика. Бельгия уже стала европейским рекордсменом по продолжительности политического кризиса. 8 января исполнилось 209 дней со дня проведения внеочередных парламентских выборов, по итогам которых должно быть сформировано новое федеральное правительство. До Бельгии формированием правительства дольше всего занимались Нидерланды, которым для этого потребовалось 208 дней в 1977 году.

Бельгийские СМИ ранее уже назвали сложившуюся ситуацию "полным тупиком".

В условиях политического кризиса продолжает работу кабинет Ива Летерма, чья отставка послужила поводом к июньским выборам в федеральный парламент Бельгии.

Одним из "камней преткновения" на переговорах о формировании правительственной коалиции стало налогообложение. Барт де Вейвер, лидер партии фламандских националистов "Новый фламандский альянс", которая одержала громкую победу на июньских выборах и собрала наибольшее число голосов в нидерландоязычном регионе страны - Фландрии, первоначально настаивал на том, чтобы 40-50% подоходного налога с физических лиц поступало в бюджеты бельгийских регионов. Лидеры политических партий экономически менее благополучной франкоязычной Валлонии требовали, чтобы эти отчисления регионам не превышали 10%. Ванде Ланотт предложил компромисс - установить эту планку на уровне около 30%, но и это устроило не всех политиков.

Первоначально именно де Вейверу было поручено сформировать правительственную коалицию, однако стороны отказались проявить политическую гибкость на переговорах, и король передал инициативу Элио ди Рупо - главе Социалистической партии, победившей на выборах во франкоязычной Валлонии. Однако и ему не удалось добиться консенсуса между семью фламандскими и валлонскими партиями.

Спустя некоторое время монарх вновь поручил вести переговоры де Вейверу, который не справился с задачей и вскоре взял самоотвод. Тем не менее король поручил лидеру фламандских националистов в течение десяти дней попытаться урегулировать существующие разногласия. Но политические объединения бельгийцев-франкофонов отвергли новые предложения де Вейвера, хотя заявили о готовности к продолжению диалога.

В итоге в октябре 2010 года король возложил миссию "примирителя" на ванде Ланотта.

Де Вейвер в декабре прошлого года заявил, что его партия не намерена создавать правительственную коалицию с участвующими в переговорах франкоязычными партиями. При этом он дал понять, что готов идти на новые выборы в федеральный парламент, проведения которых, согласно данным недавнего опроса, не хотят 70% фламандцев. Позже в интервью немецкому изданию Spiegel де Вейвер назвал Бельгию нефункционирующей страной, "больным Европы".

Несмотря на то, что политики и пресса на полном серьезе заговорили о возможности распада Бельгии как государства, результаты недавнего опроса, проведенного по заказу фламандского телеканала VTM, свидетельствуют, что более половины - 56% - фламандцев не хотят независимости своего региона, Фландрии, за его выход из состава страны выступают 33% респондентов.

На фоне обострения политического кризиса международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз суверенного рейтинга Бельгии со "стабильного" на "негативный". При этом S&P подтвердило долгосрочный рейтинг Бельгии на уровне "AA+", а краткосрочный - на уровне "A-1". Агентство добавило, что в будущем с большей вероятностью будет пересматривать рейтинг в сторону понижения.

По данным британской компании Credit Market Analysis (CMA), которая ежеквартально составляет рейтинг стран с максимальным риском дефолта, Бельгия стремительно движется в лидеры списка, в котором сегодня занимает 16-е место, а еще в конце сентября 2010 года была на 37-й позиции.