Нормы одежды должны быть предметом "общественного договора" - представитель РПЦ
18 января 2011 года
Нормы одежды в публичных местах должны быть предметом "общественного договора", а свободу следует понимать как внутреннее состояние человека, а не как вседозволенность, заявил глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский, комментируя разгоревшиеся в СМИ во вторник споры о дресс-кодах.
Во вторник в СМИ был опубликован открытый ответ председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина авторам обращения к патриарху Кириллу по поводу "женского дресс-кода". Чаплин одобрил введение дресс-кодов компаниями, вузами, школами и заявил, что "хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать".
Высказывания Чаплина вызвали протесты со стороны некоторых общественных деятелей. В частности, в Общественной палате РФ заявили, что Россия - светское государство, законодательство которого не допускает попытки "всех загнать в какие-то рамки" по выбору одежды. Члены ОП напомнили о Конституции РФ, которая гарантирует свободу человеку независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения.
"Неприлично ругаться матом в троллейбусе, приличное общество за это изгоняет: пошел отсюда вон! Это что - ограничение прав и свобод матерщинника? То же самое и с одеждой! Это все связано с негласными правилами, с общественным договором, который пошатнулся", - сказал Вигилянский.
По его мнению, "неправильное, уличное отношение к понятию свободы есть признак современного мышления".
Вигилянский считает, что "общественный договор" призван ограничивать вседозволенность. Действует он, по словам священнослужителя, прежде всего через семью - "мамы, папы, бабушки говорят детям, что неприлично так-то одеваться".
"Если девушка будет знать, что на нее будут косо смотреть и будут считать ее человеком из маргинальных структур, она не оденется так, как одеваются сегодня многие", - заявил представитель Московского патриархата.
Кроме того, отметил он, большое воспитательное значение имеют искусство и телевидение, однако ТВ на сегодня, по его мнению, свидетельствует как раз об отсутствии "общественного договора". Вигилянский привел в пример реалити-шоу.
"Отец Всеволод сказал, что приветствует дресс-коды в фирмах, школах и институтах. Я мог бы еще десяток сообществ и учреждений прибавить. Например, в Большой театр не пустят человека в шортах, а в некоторых ресторанах, даже в Нью-Йорке, не пускают без галстуков и бабочек. И, наверное, было бы странно прийти в бикини получать орден в Кремле от президента. Или девушке прийти в мусульманское сообщество в том виде, в каком многие девушки ходят сегодня по улицам", - отметил собеседник агентства.
По его словам, определенные ограничения в одежде существуют во всем мире и всегда существовали. Глава пресс-службы патриарха, тем не менее, рассказал, как один преподаватель Мичиганского университета в США, англичанин по происхождению, приходил читать лекции в рваном свитере, чтобы показать своим студентам, что культура и образование важнее и выше внешнего вида. Однако, отметил он, в Англии "его просто не пустили бы в таком виде преподавать".
"Люди не понимают красоты консерватизма. Существуют нормы, которые вырабатывались веками", - сказал собеседник агентства.
В то же время он считает, что конфликт по поводу того, как человек должен выглядеть, будет существовать вечно.
"Приличное общество не допускает к себе людей, относящихся к неприличному сообществу - и они возмущены, что их не принимают за своих. Как в 19 веке разночинцы конфликтовали с дворянами, голытьба пакостила в Зимнем дворце, сегодня феминистки возмущены разговорами священнослужителей о дресс-коде", - сказал Вигилянский.
В то же время священнослужитель назвал "неправильным", к примеру, в наше время изгонять женщину из храма за непокрытую голову или за то, что она в 20-градусный мороз пришла в брюках, хотя по православной традиции женщины в храме могут находиться только в юбках и головных уборах.