Некоторые разногласия по докладу МАК не сбили РФ и Польшу с курса на сближение
13 января 2011 года
Власти Польши не ставят под сомнение утверждения, содержащиеся в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по авиакатастрофе польского Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском, Варшаву не устраивает отсутствие в нем некоторых фактов. Такую позицию озвучил в четверг премьер этой страны Дональд Туск, который также подчеркнул, что имеющиеся разногласия не должны помешать улучшению отношений с РФ.
МАК в среду обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета Качиньского признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Как заявил уполномоченный представитель Польши при МАК Эдмунд Клих, в докладе МАК недостает информации о переговорах диспетчеров, которым кто-то порекомендовал разрешить посадку. Глава польского МВД Ежи Миллер и вовсе заявил, что диспетчеры аэропорта должны были запретить экипажу сажать самолет.
На это глава Минтранса Игорь Левитин заметил, что диспетчер не имел права запретить посадку, так как по действующим правилам командир международного специального рейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке. Он также пояснил, что ответы на все остающиеся у польской стороны вопросы даст уголовное расследование катастрофы Ту-154.
Самолет с бортовым номером 101 разбился 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших сам президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Расследование авиакатастрофы проводилось технической комиссией МАК.
ДОКЛАД ПРОЧЛИ, НО ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Туск, прервавший свой отпуск в Италии после обнародования в среду Межгосударственным авиационным комитетом результатов расследования катастрофы, в четверг озвучил официальную позицию Варшавы по этому вопросу.
"Польшу беспокоят недостатки (информации) в докладе, а не сами его утверждения", - сказал премьер. "В своих замечаниях к докладу мы не ставили под сомнения важнейшие пункты доклада МАК", - добавил он.
Туск заявил, что польские власти не допустят ситуации недопонимания с Москвой, которая может помешать улучшению отношений двух стран. По его словам, сейчас идет трудный процесс улучшения отношения с Россией.
"После смоленской катастрофы между политиками возникло взаимопонимание, появилась атмосфера солидарности. Мы не можем допустить ситуации, в которой какое-либо недопонимание может помешать улучшению отношений", - подчеркнул польский премьер.
Эксперты комиссии МАК зафиксировали недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Командир корабля и руководитель полетов вели радиообмен на русском языке. Руководитель полетов на аэродроме в Смоленске не дал разрешения на посадку польскому самолету на "высоте принятия решения". Перед вылетом экипаж Ту-154 не имел точной информации о метеоусловиях на аэродроме в Смоленске.
Видимость на аэродроме на момент катастрофы составляла 300-500 метров, вертикальная видимость - 40-50 метров. Фактическая видимость в месте крушения лайнера была хуже, чем на аэродроме, из-за особенностей рельефа местности, и не превышала 20 метров.
При этом экипаж польского Ту-154 неоднократно в процессе снижения и захода на посадку предупреждался диспетчерами смоленского аэродрома и экипажем польского самолета Як-40, ранее произведшим посадку, о плохой видимости на аэродроме под Смоленском. Однако экипаж не принял решение о полете на запасной аэродром, что "можно считать началом возникновения особой ситуации в полете".
ДИСПЕТЧЕРЫ НЕ МОГЛИ ЗАПРЕТИТЬ ПОСАДКУ
Комментируя отчет МАК, глава польского МВД Ежи Миллер в четверг заявил, что диспетчеры должны были не разрешать экипажу Ту-154 президента Польши делать заход на посадку, а сказать, что сажать самолет нельзя.
В свою очередь Клих привел несколько фраз из разговора в диспетчерском пункте и заявил, что в докладе МАК недостает информации о переговорах диспетчеров, которым кто-то порекомендовал разрешить посадку.
Министр транспорта России Игорь Левитин на это отметил, что диспетчер не имел права запретить посадку. По действующим правилам командир международного специального рейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке, сказал Левитин.
По его словам, Польша официально получила от РФ записи разговоров диспетчеров аэродрома Смоленска перед падением самолета Качиньского - никакого секрета там нет, следствие их также изучит.
Комментируя слова Клиха о разговоре диспетчеров, министр сказал, что посмотрел эти материалы и может привести одну из ключевых фраз, связанных с посадкой самолета: "Это решение международного номер один".
Левитин также заявил, что ответы на все остающиеся вопросы, в том числе те, которые поднимают представители польской стороны, даст уголовное расследование катастрофы Ту-154.
"Вижу, что у польских коллег остаются еще вопросы. Не хочу вступать в полемику, поскольку, напомню, ведется уголовное расследование, и в его рамках можно прояснить любые вопросы, если у кого-то они остаются", - сказал он журналистам.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров назвал неэтичными и кощунственными спекуляции на тему расследования катастрофы польского Ту-154.
"Я не буду комментировать конкретные какие-то высказывания, которые прозвучали, хотя высказывания были разные, но подчеркну, что спекулировать на этой теме считаю неэтичным и даже где-то кощунственным", - сказал Лавров на ежегодной пресс-конференции, отвечая на вопрос о том, как он может прокомментировать реакцию польской стороны на опубликованный отчет МАК.
"Я надеюсь, что спекуляции не будет, что никто не будет пытаться на этой трагедии нажить политический капитал, и что тот курс, который был согласован во время визита президента (России Дмитрия) Медведева в Варшаву, курс, который, безусловно, отвечает коренным интересам российского и польского народа - он будет продолжаться, и достигнутые договоренности будут реализовываться", - отметил Лавров.
РОЛЬ ГЛАВКОМА ВВС ПОЛЬШИ
Материалы технического расследования, обнародованные МАК, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой, находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров. Судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя в крови Бласика.
Вдова главкома заявила, что не верит, что ее супруг был пьян.
"Нет доказательств наличия алкоголя в крови моего мужа и того, что он каким-то образом оказывал давление на пилотов. Мой муж был человеком чести. Польское правительство должно защищать своих солдат, особенно когда они сами не могут этого сделать", - заявила вдова главкома журналистам в Сейме.
По ее словам, этот рейс имел для Бласика исключительно важный характер, поэтому она не верит, что он употреблял алкоголь. Польская делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.
О том, что не существует доказательств опьянения главкома, заявил и лидер оппозиционной партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качиньский, брат погибшего Леха Качиньского. Он также отметил, что недоволен реакцией Туска на доклад МАК и считает ее запоздалой.
"Если бы премьер отреагировал (на доклад МАК) вчера, то не было бы статей (в СМИ) о "пьяном генерале". Политика Туска потерпела поражение", - считает Качиньский.
По мнению экспертов, такие резкие оценки, в том числе, связаны с желанием отдельных политиков заручиться поддержкой определенной категории избирателей. В частности, независимый эксперт, секретарь польского Авиационного совета Томаш Хыпки считает, что "одна сторона хочет спихнуть ответственность на россиян - это "дивиденды" оппозиционной партии "Право и справедливость", явно страдающей русофобией и зарабатывающей на этом себе проценты голосов избирателей", а "другая сторона - правительственная - пытается снять с себя ответственность, поскольку должна отвечать за все".
Между тем, глава Минтранса РФ заявил, что оценка действий главкома ВВС Польши об оказании им давления на экипаж Ту-154 однозначна и давалась как российскими, так и польскими экспертами.
Как сообщила директор Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России Евгения Кошкина, опьянение, при котором уровень алкоголя в крови фиксируется на уровне 0,6 промилле, может быть довольно значительным, но все зависит от ряда факторов: веса человека, роста, сытости.
В крови членов экипажа польского Ту-154 следов алкоголя или других запрещенных веществ не обнаружено.
"Понимаете, дело не в отваге что-то признать - дело в беспристрастном, объективном расследовании, и не надо бояться его результатов. Они важны для безопасности будущих полетов и предупреждения подобных катастроф", - сказал Левитин.
ПОЛЬСКИЙ ДОКЛАД
Польская комиссия завершит работу над своим проектом доклада по расследованию катастрофы польского Ту-154 под Смоленском уже в январе, сообщило в четверг польское агентство ПАП со ссылкой на заявление главы МВД Польши.
"Промежуточный доклад польской комиссии, выясняющей причины смоленской катастрофы, должен быть готов еще в январе", - сказал Миллер.
По его словам, промежуточный доклад не будет опубликован. Обнародована будет лишь полная версия, которая появится позже, пояснил министр.
Он добавил, что полная версия доклада появится тогда, когда завершится анализ записей "черных ящиков".
"Мы бы хотели завершить это как можно скорее, но спешка не является хорошим советчиком", - сказал министр.
При этом он отметил, что польский доклад может быть еще более "суровым" для польской стороны, нежели доклад МАК.
В свою очередь, премьер Польши заявил, что Варшава в скором времени представит общественному мнению все материалы и факты, касающиеся обстоятельств катастрофы под Смоленском.
"Польская сторона скоро будет готова полностью представить обстоятельства и причины катастрофы, то, как это следует из нашей оценки", - сказал Туск.
Он также заявил, что польский доклад может быть более "суровым", чем отчет МАК.