Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"
18 января 2011 года
18 января исполняется 85 лет со дня выхода на экраны фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин".
Ниже приводится справочная информация о фильме.
18 января 1926 года на экраны страны вышел художественный фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин".
Получив в 1925 году заказ снять большую эпопею к двадцатилетию первой русской революции, Сергей Эйзенштейн решил создать фильм, сюжет которого основан на реальных событиях.
В основу сценария, авторами которого являются Нина Агаджанова-Шутко и Сергей Эйзенштейн, были положены события, произошедшие в июне 1905 года на броненосце "Князь Потемкин Таврический", когда команда подняла восстание и захватила корабль. Тогда на подавление бунта была направлена Черноморская эскадра, но матросы отказались стрелять по восставшим. Жители Одессы поддержали восстание моряков, что привело к кровавому расстрелу толпы царскими войсками.
В фильме, который стал подлинной энциклопедией кинематографического мастерства, снимались актеры Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Нина Полтавцева, Константин Фельдман, Беатрис Ветольди, Иона Бий-Бродский и другие.
Фильм был немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "особому монтажу". Режиссер мастерски выстроил сцены, рассчитав их чередование.
Критики отмечали работу операторов - Владимира Попова и Эдуарда Тиссэ, которая отличалась оригинальными точками съемок, неожиданными ракурсами, смелыми монтажными сопоставлениями дальних и общих планов с крупными планами и кадрами-деталями. Они вовлекали зрителя в самую гущу происходящего.
Фильм был снят и смонтирован в течение четырех месяцев.
Официальный просмотр "Броненосца "Потемкина" прошел 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании, посвященном 20-летию Первой русской революции. Впервые за всю историю Большого театра здесь демонстрировалось кино.
Премьера фильма состоялась 18 января 1926 года в 1-ом Госкинотеатре (ныне кинотеатр "Художественный" на Арбате). Фасад кинотеатра представлял собой макет броненосца, внутри висели спасательные круги и морские флаги, а весь персонал был одет в матросские костюмы. Перед началом показа горнист играл гимн восстания.
Лишь за первые недели фильм посмотрели свыше 300 тысяч советских зрителей. Люди почти хором читали надписи на экране.
У фильма было несколько музыкальных сопровождений, наиболее удачными из которых считаются работы Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.
Сам Сергей Эйзенштейн очень любил и считал почти идеальным музыкальное сопровождение Майзеля, который первый сочинил музыку для "Броненосца "Потемкина". В звуковом сопровождении Майзеля, кроме музыкальных инструментов, использовались самые разнообразные шумовые эффекты, что создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей. Это музыкальное сопровождение полностью не сохранилось.
Первоначально немой фильм был озвучен в 1930 году, восстановлен первый раз в 1950 году, а второй раз - в 1976 году на киностудии "Мосфильм". Последняя редакция фильма была создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссером восстановления был Дмитрий Васильев.
В 1950 году музыку к фильму заново написал Николай Крюков.
Самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Дмитрия Шостаковича, который написал музыку к фильму в 1965 году. Когда в 1976 году фильм был перенесен на более совершенную пленку, то в качестве музыки к нему были использованы симфонии Шостаковича: Симфонии №5, №8 и №10 и "1905 год". Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.
Попытки озвучить фильм предпринимали также модные зарубежные группы.
Авторами последних на данный момент звуковых дорожек к фильму являются британский поп-дуэт Pet Shop Boys (2004) и американский музыкант и композитор Del Rey, написавший музыку к фильму совместно с группой The Sun Kings (2007).
Кроме того, в 2005 году саундтрек к "Броненосцу" написал американской композитор Яти Дюрант. В его работе звуки классического оркестра перемежались с современной квадрафонической электронной музыкой.
Считается, что с фильма "Броненосец "Потемкин" в России появился цветной кинематограф. Красный революционный флаг раскрашивался на пленке вручную. На пленке того времени невозможно было воспроизвести красный цвет - на экране он выглядел черным. Эйзенштейн заранее снимал флаг белого цвета, а затем уже на копии фильма кисточкой раскрашивались все 108 кадров с флагом. Всего было отснято почти 5 тысяч метров пленки.
С января 1926 года фильм Сергея Эйзенштейна начал свое триумфальное шествие по СССР и некоторым зарубежным странам. Тогда же негатив фильма был продан в Германию и перемонтирован режиссером Пилем Ютци. В мировой прокат вышел в основном именно этот, искаженный вариант ленты Эйзенштейна. В СССР негативы фильма были возвращены из Германии только в 1950 году.
В Германии "Броненосца" ожидал огромный успех. Когда в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения на показ фильма, и он был выпущен на экран, но с большими купюрами. Также картина была показана в США. Американская цензура внесла в нее существенные "поправки".
В большинстве стран мира публичный показ картины был запрещен. Во Франции этот запрет был снят лишь в 1953 году, в Японии - в 1959 году. Кинозрители Португалии смогли увидеть фильм только в 1975 году.
В 2005 году на Берлинском кинофестивале прошла премьера отреставрированной версии фильма. В ходе реставрации были восстановлены утерянные ранее кадры и промежуточные титры. В частности, восстановлены оригинальные слова Троцкого в прологе фильма, запрещенные цензурой, купюры в сцене на Потемкинской лестнице. Реставрация фильма проводилась при поддержке Британского института кинематографии и Федерального киноархива Германии.
Была найдена и заново записана музыка немецкого композитора Эдмунда Майзеля (1926 года). Аранжировку оригинальной музыки Майзеля для новой версии картины выполнил дирижер Хельмут Имиг. Показ стал мировой сенсацией.
В 2008 году восстановленная версия фильма была показана Мариинским театром совместно с Немецким культурным центром имени Гете в Петербурге.
Фильм "Броненосец "Потемкин" оказал огромное влияние на мировой кинематограф. Об истории его создания, о структуре фильма написано множество книг. Многие профессиональные мировые сообщества не раз признавали картину Эйзенштейна одним из величайших фильмов в истории.
Этот немой фильм, совершивший настоящую революцию в киномонтаже, был отмечен Американской Киноакадемией еще в 1926 году и с тех пор регулярно включается в число величайших фильмов в истории кинематографа.
В 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе бельгийская синематека провела опрос, чтобы установить "лучший фильм всех времен и народов". В нем приняли участие выдающиеся критики и киноведы из 26 стран мира. "Броненосец "Потемкин" занял первое место, получив 110 голосов из 117.
В 1978 году, по состоявшемуся опросу киноведов всего мира, этот фильм был назван первым среди ста лучших фильмов.
В 2009 году американский телеканал Turner Classic Movies, показывающий исключительно классические фильмы, выбрал картину Эйзенштейна в числе 15 фильмов, оказавших наибольшее влияние на мировое кино. В рейтинге канала картина заняла второе место после "Рождения нации" Дэвида Гриффита (1915).
В 2010 году британское издание о кино Empire выбрало "100 лучших неанглоязычных фильмов" и поставило картину Эйзенштейна на третье место.
В 2011 году фильм Сергея Эйзенштейна демонстрируется в кинотеатрах США: 14-20 января - на кинофоруме в Нью-Йорке, а с 18 по 24 марта - в Лос-Анджелесе.